ТВОРЧЕСКОЕ КРЕДО ЕВГЕНИЯ ГУЩИНА

С произведениями известного в крае и далеко за его пределами прозаика Евгения Гущина мне пришлось знакомиться, можно сказать, с давних времен, в период его «вхождения» в литературу. Уже первые его рассказы, а потом и повести показали глубину познаний автором многих из сторон взаимоотношений человека с природой. Первая книжка рассказов «Чепин, убивший орла» раскрыла факт того, что мы имеем дело с незаурядным автором, убедительно показавшим читателю не только внешнюю сторону проблемы человек и природа, но и вскрыть глубинные психологические стороны переживаний человека, совестливости людей в их отношении к флоре и фауне, к сохранению уникального состояния природы.

После первой книги, изданной в Барнауле, последовали другие. Они выходили в Новосибирске, Москве и за рубежом. Напомним, что 70-80-е годы для Гущина были самыми высокими в смысле творчества годами. Кроме журнальных публикаций, увидели свет роман «Правая сторона», сборники рассказов «Луна светит, сова кричит» и «Красные лисы», положительно отмеченные критикой, а также книги «Дом под черемухой» (изд-во «Современник»), «Облава», «Бабье поле» и другие. Заметим также, что писатель продолжает вплоть до настоящего времени публикацию очерков из цикла «Орешки», посвященных природе. Его произведения читатель может обнаружить в журналах «Алтай», «Сибирские огни», «Новый мир», «Наш современник».

В 1993 году увидел свет роман Гущина «Ведьмин круг», где главный герой как защитник природы остро вступает в бескомпромиссную борьбу с любителями наживы за счет реликтовых лесов, в частности кедра. Кстати, кедр — излюбленная тема Гущина — проходит красной нитью через все его творчество. После «Храма спасения» («Сибирские огни», 1985 г.) последовала талантливо исполненная повесть «Пришедшая из тьмы», как бы завершающая судьбы главных героев обеих повестей. Лучшие произведения Гущина справедливо отмечены высокими литературными премиями. Его книги пользуются неизменным интересом читателя, о чем свидетельствуют отзывы библиотек края. Гущин — человек безоглядно влюбленный в природу, а по прочтении его книг каждый может убедиться, что перед ним одаренный поэт природы (по некоторым сведениям Гущин писал и стихи), в совершенстве овладевший пером художника.

Вот такой краткий «заход» хотелось бы сделать в связи с представлением новой книги избранных произведений Гущина, недавно вышедшей в библиотеке «Писатели Алтая». В ней опубликованы повести «Облава», «Храм спасения» и «Пришедшая из тьмы».

Повесть «Облава» в журнальном варианте впервые увидела свет в 1978 году. И тогда уже подумалось: это истинный художник, к тому же знающий «обычаи и законы» тайги, как свой дом родной. В повести писатель не ищет каких-либо особых коллизий и приключений для своих героев. Егерь Иван Машатин (он вместе со своим Тайгуном — главное действующее лицо) обрисован автором таким, что при чтении книги видишь его рядом. Чувства и мысли Машатина до того откровенны, что не возникает никаких сомнений в его поступках. Он весь устремлен к правде, без пристрастий относится к окружающим людям, жителям таежного поселка, в т.ч. и к тем, которые в силу сложившихся обстоятельств оставили свое привычное дело — охоту. Собака Ивана Тайгун по существу является олицетворением природного состояния живых существ (братьев меньших) во взаимоотношениях с человеком.

Герои Гущина живут по законам, установленным справедливостью и давними традициями, выработанными на основе таежных условий и обстоятельств. Не случайно егерь, подчиняясь чувству справедливости, опускает ружье, нацеленное в Тайгуна. Почти все другие персонажи повести, хотя и наделены индивидуальными чертами поведения и характера, создают как бы более широкий фон по усилению образа Машатина. Кстати, его психологическое состояние из окружающих плохо кто понимает, может быть за исключением участкового милиционера Колесникова, тоже прирожденного охотника и большого ревнителя природы.

Top