Археологический парк «Перекресток миров»

Принятие администрацией Алтайского края постановления «О развитии туризма и спортивно-оздоровительного отдыха в Алтайском районе» от 15.04.2002 г. №199 позволило начать хозяйственное и культурное освоение левобережной территории р. Катунь. Сегодня Алтайский парк развлечений «Бирюзовая Катунь» — крупнейший инвестиционный проект не только в Алтайском крае, но и в России, входящий в число шести особых экономических зон туристско – рекреационного типа.

До 2002 г. на территории туристического комплекса был известен только один памятник археологии – «Большая Тавдинская пещера». Однако во время раскопок обнаружены погребальные и поминальные памятники тюркского времени (VII-X вв. н. э.). Благодаря поддержке администрации туркомплекса, раскопан курган тюркского времени у подножия Большой Тавдинской пещеры. В нем было обнаружено погребение подростка с жеребенком. С этого момента и обрела черты реальности идея создания у Тавдинской пещеры археологического музея под открытым небом. Вскоре между руководством туркомплекса «Бирюзовая Катунь» и Алтайским государственным университетом был заключен договор о сотрудничестве. Перед молодыми учеными АлтГУ ставилась задача интегрировать объекты археологического наследия на территории «Бирюзовой Катуни» в сферу туризма. Летом 2005 года начались работы по созданию археологического парка «Перекресток миров». И уже первые труды археологов принесли необычные находки. В июне специалисты АлтГУ в лесу, на берегу реки Катунь, раскопали курган тюркского времени. В кургане оказалось интересное погребение человека преклонного возраста с конем. Рядом лежали предметы, которые должны были сопровождать воина в загробном мире: наконечники стрел (один со свистулькой), долото, нож, два поясных набора, предметы конского снаряжения — удила и псалии, стремена, подпружная пряжка.

Были обнаружены и остатки погребальной пищи. Особенно заинтриговали зернотерка, лежавшая в ногах у погребенного, и зерна проса. Впервые зернотерка была обнаружена в тюркском кургане, а находку зерен проса можно даже считать сенсацией. Прекрасная сохранность семян позволила ботаникам АлтГУ выдвинуть предположение о наличии у тюрок Горного Алтая пашенного земледелия в VII—VIII веках нашей эры! Это настолько противоречит прежним представлениям археологов, что может кардинально изменить картину, как это нередко бывает в жизни.

Раскопанное погребение стало серьезным открытием и стимулом для ускорения работ по созданию археологического парка «Перекресток миров». В тот же сезон рядом с курганом была раскопана поминальная оградка тюркского времени (небольшой прямоугольный ящик, стенки которого выложены из плоских камней). Вероятно, такие сооружения складывались в память о воинах, похороненных на чужбине.

Под руководством кандидата исторических наук В.П. Семибратова тогда же начались раскопки в гроте Тавдинском. Выяснилось, что в древности люди неоднократно посещали этот грот и даже устраивали в нем жилища, разводили костры, жарили мясо. Вечером отблески костра бросали на скалу причудливые тени, вызывая мистический ужас у людей. Ночной лес и горы порождали звуки — иногда завораживающие, а иногда пугающие…

В процессе раскопок возникло предположение, что эта пещера могла быть культовым местом. Об этом свидетельствовал набор костей животных, не характерный для скифских поселений. А находка изделия, выполненного из рога крупного самца косули, на котором вырезано антропоморфное изображение, только подтвердила предположение. Подобные находки археологи считают навершиями шаманских жезлов, которые непременно использовали в ритуалах.

Косвенно подтверждает гипотезу о существовании в гроте святилища легенда «О Талдинских (Тавдинских) пещерах». В ней рассказывается о злой ханше Талде, которая собирала дань с местного населения (зверей, рыбу, птицу, упряжь, предметы обихода). Когда мастера Манжерок и Катынг отказались платить ей дань, она превратила первого в озеро, вторую — в реку, а сама ударила посохом и провалилась под землю со своим добром. Вероятно, в мифической, сказочной форме доходят до наших дней отражения давно происходивших исторических событий, связанных со святилищем.

Интересные находки были сделаны при исследовании слоя финального неолита — раннего энеолита (сер. IV тыс. до н.э.). Это фрагменты тонкостенных сосудов, орнаментированных гребенчатым штампом, и толстостенной неорнаментированной керамики. Найденные предметы позволяют отнести археологический объект к позднему этапу среднекатунской поздненеолитической культуры! Древние предметы, найденные в гроте, пока немногочисленны, но достаточно выразительны: боковой скол и снятие ударной площадки нуклеуса, скребла, три наконечника стрелы и один обломок наконечника копья, острие и отбойник, отщепы, осколки, фрагменты пластин. Примечательно изделие из рога косули, которое использовалось как отжимник. Очень интересна находка медного шила. Вполне возможно, найденный в Тавдинском гроте предмет относится к числу наиболее ранних металлических предметов в Сибири.

Неожиданностью стала находка 29 перламутровых бусин. Это были подвески, каждую из которых по отдельности пришивали на одежду. В таком количестве подобные украшения не встречаются в обычных древних поселениях, а более характерны для погребальных комплексов. И хотя бусины пролежали в земле более пяти тысяч лет, они до сих пор впечатляют своим непотускневшим перламутровым блеском.

По предварительным подсчетам раскопки в Тавдинском гроте могут продолжаться около 10-15 лет, а значит, и в дальнейшем и археологов, и туристов ждут новые необычные находки, и каждая из них может стать ключом, открывающим двери в неведомое прошлое. И в самом деле, работы летом следующего года также принесли новые открытия. В мае 2006 года около поминальной оградки, раскопанной ранее, было найдено каменное изваяние с антропоморфным изображением — так называемая каменная баба. Это небольшой камень, высотой примерно до колена реального человека, обтесанный с двух сторон. У камня заострена верхняя часть, и на ней выбит контур лица, глаза, рот и нос. В Горном Алтае каменные изваяния не редкость, но все они находятся в Республике Алтай. В Алтайском крае ранее было известно только об одном каменном изваянии тюркского времени.

В то лето был раскопан еще один курган тюркского времени, в котором исследовано захоронение мужчины с богатым погребальным инвентарем (14 наконечников стрел, колчанный пояс, поясной набор, тесло, нож, серый). Расположение кургана около реки, на первой надпойменной террасе Катуни, и отсутствие в погребении коня несколько необычны для погребального обряда древних тюрок. В том же сезоне были изучены еще три поминальных оградки тюркского времени. В июле на реке Усть-Уба, рядом с территорией туркомплекса «Бирюзовая Катунь», были найдены рунические надписи. В Алтайском крае ранее не было известно ни одной рунической надписи!

Можно еще раз вспомнить о том, что долина Катуни всегда была связующим звеном, своего рода «коридором», по которому перемещались представители самых разных культурных традиций. С эпохи камня до этнографического времени долина Катуни была действительно «перекрестком миров».

С лета 2005 года для отдыхающих в «Бирюзовой Катуни» и на других турбазах Алтая организуется посещение Тавдинского грота и курганов у подножия Большой Тавдинской пещеры. Кроме «подлинного», раскопанного в 2004 году кургана поблизости реконструированы и другие ранее изученные местные курганы тюркской эпохи. Для наглядности изготовлены копии защитных доспехов тюркского времени. Желающие могут примерить и национальную одежду теленгитов. Организован тир, где посетители могут попрактиковаться в стрельбе из лука. Недавно около Большой Тавдинской пещеры построен павильон, в котором реконструировано погребение тюркского времени. Начаты работы по созданию экспозиции по древней истории Горного Алтая.

В июле 2007 года под руководством доктора исторических наук П.В. Волкова начались работы по созданию экспериментального полигона «25 шагов в каменный век». Здесь реконструированы ловушки разных типов (слопец, медвежья лапа и др.), представлены различные типы костров (юрлык, нодия или надья), воссозданы древние ткацкий и сверлильный станки, приспособления для плетения циновок и добывания огня. Все эти ловушки, станки, костровища и приспособления очень просты, эффективны, надежны и использовались народами Сибири с каменного века вплоть до настоящего времени. На полигоне начались работы по реконструкции жилища эпохи неолита и его внутреннего убранства по аналогии с материалами, полученными в Тавдинском гроте. В перспективе планируется построить целую серию жилищ от каменного века до русской деревни.

Интеграция археологического наследия в сферу туризма — это одно из основных условий успешного сохранения и популяризации исторического наследия народов Алтая. По примеру зарубежного опыта можно говорить о том, что таким образом соприкасаются наука и жизнь, возникает контакт между археологами и общественностью. Широкие слои населения получают информацию о результатах работ ученых, а значит, в обществе лучше понимают проблемы, стоящие перед исследователями прошлого. Когда результаты работ ученых понятны и востребованы обществом, необходимость бережного отношения к прошлому становится аксиомой. Почему именно «Перекресток миров». В археологической литературе Алтай рассматривается как регион, лежащий на стыке различных историко-культурных и климатических зон Китая, Монголии, Казахстана, Хакасии, Тувы, Западной Сибири. Долина р. Катунь традиционно считается связующим звеном, «коридором», по которому осуществлялось продвижение элементов материальной и духовной культуры, а также носителей этих традиций. По результатам работ можно уверенно говорить, что памятники туркомплекса принадлежат, как минимум, трём историческим периодам: 1) неолит-энеолит; 2) скифская эпоха; 3) тюркская эпоха. Памятники оставлены населением, отличающимся по антропологическому типу, языку, культуре, уровню развития и т.д. Позиционирование комплекса как «Перекрёстка миров», на котором происходили контакты между различными группами населения Центральной Азии от эпохи камня до этнографического времени, позволяет нам при создании парка привлекать широкий круг аналогий с сопредельных территорий. Само понятие «перекресток» является символичным для данного проекта. Перекресток — место выбора пути и судьбы. Это момент встречи времени и пространства, олицетворение противоположностей — активного, пассивного и нейтрального. Перекресток определяется как переход из одного пространства в иное. В настоящее время разработан вариант эмблемы археологического парка «Перекрёсток миров». Центральное место в композиции занимает роговое изделие с антропоморфным изображением, найденное при раскопках Тавдинского грота. Вся композиция построена на контрасте черного и белого цветов. Это важнейшее символическое противопоставление, стоящее в одном ряду с такими универсальными мифо-поэтическими оппозициями, как «верх — низ», «левый — правый», «свет — тьма», «рай — ад». Пространство квадрата разделено на два вертикальных поля — чёрное и белое, на границе которых расположен фрагмент стилизованного рисунка рогового изделия, отбрасывающего тень на белую половину. По периметру белого поля проходит чёрная полоса. Таким образом, создаётся эффект приоткрытой двери. В данном проекте реализованы две идеи. Первая отражает представление о перекрёстке как символе перехода в иное измерение; границе между прошлым, настоящим и будущим и между мирами (подземным, земным и небесным). Вторая идея отражает восприятие археологического памятника как «чёрного ящика», содержимое которого остаётся неизвестным до момента раскрытия (раскопок).

 

Top