Алтай сакральный, заповедный

Сокровищницей и колыбелью многих цивилизаций называл Алтай Николай Рерих, уникальной территорией – и по природному, и по культурному разнообразию – считают Алтай многие ученые и исследователи. Но осознать и понять единство этого многообразия обычным школьникам трудно.

Первой ступенью к этому могло бы стать внедрение в школах Республики Алтай и Алтайского края комплексных образовательных программ по экологии, истории, культуре региона. Подобный положительный опыт уже есть – в 11 школах Республики Алтай в качестве эксперимента велось преподавание по уникальным учебным пособиям из серии «Алтай заповедный».

Руководитель авторского коллектива учебников, заведующая кафедрой культуры и коммуникативных технологий АлтГТУ, кандидат культурологических наук Ирина Жерносенко, являющаяся также экспертом по образовательным программам Краевого экспертно-аналитического центра, рассказала нам о результатах эксперимента.

В комплексе для старшеклассников

– Ирина Александровна, как появилась идея написать и издать комплексные эколого-культурные учебники Алтая?

– Образовательный проект по непрерывному экологическому просвещению школьников был поддержан международной Программой развития ООН и Глобальным экологическим фондом – они выделили грант на написание, издание и апробацию учебных пособий. По условиям гранта необходимо было за год написать тексты пособий, получить согласование министерства образования Республики Алтай, выпустить тираж в 500 экземпляров и провести апробацию в школах.

В феврале 2009 года мы подали заявку на грант, в марте ее одобрили и с 1 апреля авторский коллектив начал работу – обсудили концепцию, собрали научный материал, и в июне провели семинары с учителями экспериментальных школ, выделенных для апробации, с которыми обсудили содержание учебников, адаптировав представленные учеными статьи к восприятию школьников.

В июле 2009 года был готов макет комплекта, состоящий из трех учебных пособий: «Мир заповедной природы Алтая», «Мир заповедной культуры Алтая», «Экология и культура» и рабочих тетрадей к первым двум пособиям. Комплект «Алтай заповедный» предназначен для учащихся 8-11-х классов общеобразовательной школы.

Мы передали их на экспертизу в министерство образования республики, с тем, чтобы после получения одобрения отпечатать тираж и раздать учебники в школы. Однако выход учебников задержался – нам четыре месяца не выдавали экспертного заключения, а затем отказали в грифовании без объяснения причин – попросту отказали пособиям в праве на существование.

Но наш комплект пособий вызвал интерес в научном сообществе, и нам было предложено пройти экспертизу в Экспертном совете Российской Академии образования (Северо-Западное отделение). Вердикт ученых: комплект учебных пособий «Алтай заповедный» концептуально опережает процесс реформирования содержания образования. Весь комплект учебных пособий выдержан в единой концепции и основан на интегративном принципе, что позволяет выстроить в сознании учащихся единую целостную картину мира, увидеть взаимозависимость и взаимодополняемость природных и социокультурных процессов.

Принцип интеграции выдерживается не только внутри учебных пособий, объединяя предметные знания в соответствующие им области (естественнонаучную и гуманитарно-художественную), но и между содержанием самих книг, что подчеркивается и одинаковостью названий учебников для среднего звена общеобразовательной школы. Они имеют единую структуру: содержание глав учебных пособий распределено по ландшафтным зонам Горного Алтая, где расположены ключевые особо охраняемые природные территории Республики.

Содержание пособий взаимно перекликается, здесь встречаются точки зрения современного научного знания и традиционного знания местного населения. Учебники хорошо иллюстрированы, в них наглядно представлены уникальные природные и культурные ресурсы Алтая.

Помимо этого авторы подготовили мультимедийные диски, сопровождающие учебники богатой коллекцией слайдов, видеофильмов и материалов справочного характера. Комплект получил высшую экспертную оценку: гриф «Рекомендовано» Российской Академии образования и был определен как инновационный.

Человек как часть природы

– В апреле 2010 года к нам приехал эксперт из ПРООН/ГЭФ и посетил все одиннадцать школ Онгудайского и Кош-Агачского районов Республики, где проводился эксперимент. Отзывы оказались положительными – некоторые ученики признавались, что учебники охотно читают их родители. Интерес проявляли учителя и других школ, соседних сел и районов. Высоко оценили учебники и эксперты из других регионов Сибири, Дальнего Востока, Поволжья – многие захотели создать подобные пособия для своих территорий.

Однако на уровне руководства республики учебники однозначного одобрения так и не получили, появились даже противники эксперимента. Возможно, сыграла роль ревность к авторам учебника – в большинстве своем, это ведущие ученые Горно-Алтайского госуниверситета, директор Республиканского краеведческого музея и другие уважаемые в республике лица. Возможно, на отношение к учебникам повлияли какие-то политические или экономические соображения – ведь экологические приоритеты не всегда совмещаются с получением прибыли.

– В чем особенность этих учебных пособий?

– Учебные пособия призваны сформировать экологическое сознание у школьников, и принципиальное убеждение авторов комплекта основано на том, что это возможно только тогда, когда будет сформирована культурная идентичность подрастающего поколения.

Нужно не только познавать ценности собственной культуры, но ими нужно жить. Необходимо вспомнить те экологические методы взаимодействия с природой, которые во все времена были свойственны коренным народам, проживающим на территории Алтая. Без бережного отношения к своей культуре трудно бережно относиться к природе. Задача экологии, на мой взгляд, не перечислять краснокнижные растения и запрещать доступ к ним, а научить человека гармонично общаться с природой, жить природными ритмами и законами.

Сельское население Алтая старается жить этими ритмами и сейчас, но техногенная цивилизация активно вытесняет эту способность. Еще одно концептуальное основание пособий – теория «вмещающего ландшафта», сформулированная Л. Н. Гумилевым. Основная мысль теории заключается в том, что особенность строения ландшафта влияет на тип культуры, который развивается в нем. А так как на Алтае приставлены разные виды ландшафта, от субтропических и горных до степных – то формируются разные культурные слои. Алтайский народ один, но этнически многообразен. Единство в многообразии – в этом богатство культуры алтайского народа.

– А в чем особенность и ценность Алтая?

– Алтай уникальная территория, где много нетронутой природы, которая содержит реликты и эндемики. Алтай уникален своим положением, через его территорию шли великие переселения народов. Практически, формирование этногенеза всей Евразии шло через Алтай. Изучая Алтай можно проследить культурогенез различных народов, и можно понять как сохранить эту территорию в чистоте и красоте, но при этом наполнить ее современными формами деятельности.

Чтобы вырастить поколение людей, которые будут гармоничны с природой, нужно начинать со школы. Современные жители Алтая утратили часть сакрального знания о своей территории, и относятся к ней потребительски, не говоря уже о приезжих туристах и отдыхающих. Вернуть взрослым это бережное и мудрое отношение к природе можно через детей.

«Места силы» для понимающих

– В чем сакральность Алтая? Где это реальность, а где массовая культура и мода?

– Это важный вопрос, но и больной. Алтай во многом сохранил сакральные территории, и «места силы» действительно есть. Но сегодня наблюдается совершенно разное отношение к этим местам коренного населения и тех, кто приезжает на Алтай. Большинство приезжих отдают дань моде, им хочется увидеть эти места, потрогать, попробовать прочувствовать, но это развлечение для них, новые впечатления. А «места силы» работают мягко и корректно.

Ученые из Новосибирска, Горно-Алтайска, Москвы (геологи, геофизики, медики), а также ваша покорная слуга с коллегами в разное время проводили многочисленные исследования с использованием современной аппаратуры, позволяющей делать очень тонкие замеры. Вывод – в этих местах есть магнитные аномалии, геомагнитные образования кольцевого вида, особые энергоинформационные явления.

Возле некоторых курганов есть полевая структура не объяснимая геофизикой. Наука ответа не дает. А местные жители говорят просто – это духи, которые здесь живут, и все местные знают, как с ними общаться. В отличие от мировых религий, где есть незыблемые каноны, веками выверенная обрядность, в традиционной культуре Алтая канонов нет, все индивидуально.

Но с древнейших времен жители Алтая верили, что мир вокруг них – это живая система, и общаться с ней необходимо, как с живой. К сожалению, представители современной цивилизации утратили это умение. Для этого необходимо понимать традиционные для этой местности ценности, культуру коренного народа. Комплексное эколого-культурное образование как раз и позволяет приблизиться к этому современным школьникам.

Ермолин К. Алтай сакральный, заповедный / АИФ Алтай. – 2011. – № 6. – 9 февр. – С. 3.

Top