290 лет со дня рождения Ивана Петровича Кулибина (1735–1818)

21 апреля – 290 лет со дня рождения Ивана Петровича Кулибина (1735–1818) — выдающегося русского механика-изобретателя и инженера, прозванного «нижегородским Архимедом».
Иван Кулибин родился в Нижнем Новгороде 21 апреля 1735 года в семье мелкоторговца. Поскольку отец его был старообрядцем, воспитание отличалось строгостью. С малых лет мальчика приучали к труду. В 1758 году Иван Кулибин открыл в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. Слава о чудесном мастере разнеслась по всему городу, после того как он починил «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток» самого губернатора. Так как Нижний Новгород в основном торговый город, то известность Ивана Петровича разошлась за пределы не только России, но и в другие государства. После этого отбоя от клиентов у Кулибина не было.
В 1767 году он был представлен императрице Екатерине II, совершавшей поездку по волжским городам. Мастер продемонстрировал царице свои изобретения, а также рассказал о часах, которые он хочет изготовить в ее честь. К моменту первой встречи Екатерины II и Ивана Кулибина уникальные часы, задуманные мастером в подарок императрице, ещё не ходили. Причиной стало то, что в процессе работы над часами Кулибин на некоторое время отвлёкся над изобретением микроскопа. Тем не менее, Екатерина II оценила талант мастера и пригласила его в Петербург. Кулибин надежд не обманул — подарок был доделан и вручён императрице в рабочем состоянии. Уже через два года он представил императрице телескоп, микроскоп, электрическую машинку, но особенно государыню поразил театр-автомат, в котором разыгрывались библейские сцены.

Подарки мастера произвели на Екатерину II неизгладимое впечатление. Она предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии наук, и он принял предложение. Иван Петрович Кулибин стал «Санкт-Петербургской Академик механиком».
Это был самый яркий этап в жизни нижегородского мастера. Основным творческим направлением «главного механикуса Отечества» оставались часы. Кулибин сконструировал «планетные» карманные часы, применив в них компенсационное устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов, миниатюрных «часов в перстне» и др.
И. П. Кулибин работал в Академии тридцать лет. Его труды всегда высоко оценивались учёными. Только Кулибин имел право приходить к Екатерине II на приём с бородой и в свободном балахоне-кафтане. Другим подобная «роскошь» не дозволялась.
По личному указанию императрицы Екатерины II, за свои заслуги изобретатель Иван Кулибин был отмечен специальной именной золотой медалью на Андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук — механику Ивану Кулибину».
Иван Петрович спроектировал деревянный одноарочный мост через р. Неву с длиной пролета 298 м (вместо применявшихся ранее 50 – 60-м пролетов), предложив использовать оригинальные фермы с перекрестной решеткой. Всего Кулибин разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлических мостов.

В 1779 сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет.
Как то в осеннюю темную ночь на Васильевском острове появился огненный шар. Он освещал не только улицу, но и Английскую набережную. Толпы народа устремились на свет, творя молитвы. Вскоре выяснилось, что это светит фонарь, вывешенный Кулибиным из окна своей квартиры, которая помещалась на 4 этаже Академии. Фонари пользовались огромным спросом, использовано в промышленных целях – для освещения мастерских, судов, маяков и т.д., но у Кулибина не было коммерческой жилки, и заказы ушли к другим мастерам, которые нажили на этом не одно состояние.

Иваном Кулибиным в 1791 г. была изготовлена повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т.д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали.
В том же году разработал конструкцию «механических ног» – протезов (этот проект после войны 1812 года был использован одним из французских предпринимателей).

В 1793 построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. Создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние (1794 г.).
В 1801 Кулибин разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 году построил «водоход», работу над которым он начал еще в 1782.
К этому же периоду относятся работы Кулибина по применению паровой машины для движения грузовых судов.
И. П. Кулибин лично выполнил и руководил исполнением очень большого количества инструментов для научных наблюдений и опытов. «Сделано Кулибиным» – эту марку можно поставить на значительном числе научных приборов, находившихся в то время в обращении в России.
Вот только далеко не полный перечень того, чему удивлялись современники: точные весы, морские компасы, сложные ахроматические телескопы, заменившие простые григорианские, и даже ахроматический микроскоп. Иностранцы были просто в шоке, когда видели эти приборы. В те времена в просвещенной Европе не имели инструментов и приспособлений, к примеру, для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров.
Именно он помог решить весьма важную проблему тех времен: мосты. В середине XVIII века они были мало приспособлены для проходов судов. И эту проблему механик-самоучка решил не только в Санкт-Петербурге, но еще и в Лондоне. И как великодушный русский человек от гонорара за «Лондон-бридж» отказался: достаточно и того, что все это сделал наш, российский талант.
Несмотря на полное отсутствие образования, изобретатель Иван Кулибин оставил после себя около 2000 сложных технических чертежей, начиная от чертежей оптических приборов и заканчивая чертежами мостов и зданий.
В настоящее время в России имя «Кулибин» стало нарицательным. Так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле. Кулибиными, с большей или меньшей долей иронии, называют любителей что-то самостоятельно переделать или улучшить в машинах и механизмах.
Память о Кулибине
Кулибин – гений из народа. Именем Кулибина названы улицы во многих городах России. Также его именем названы:
Парк Кулибина в Нижнем Новгороде, Нижегородское речное училище (НРУ) имени И.П. Кулибина, экспозиция, посвященная Ивану Петровичу в Музее речного флота Волжской государственной академии водного транспорта в Нижнем Новгороде, круизный теплоход проекта 26-37, совершающий рейсы по Волге, носит имя Ивана Кулибина.

Top