ЭМБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ


Недавно еженедельник «За рубежом» процитировал слова В. Распутина, опубликованные в американском журнале «Пипл»: «О каждом человеке на земле нужно судить по тому, что он сделал для природы». Человек и природа стала одной из болевых тем литературы в эпоху научно-технического прогресса. И центральная идея многих произведений последних лет — природа есть понятие нравственное, формирующее личность, определяющее непреходящие ценности ее духовного мира. Эта мысль доминирует и в работах сибирских критиков, посвященных анализу проблемы «человек — природа — общество». Так, критик В. Горн в юбилейной статье «Истоки нравственности», подводящей «предварительные итоги» творческого пути алтайского прозаика Евгения Гущина, говорил: «Е. Гущин, как мне представляется, изображает природу лишь постольку, поскольку она дает ему необходимый материал для исследования ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА» (выделено автором — Б. Ю). Критик убедительно доказывает этот тезис на примере двух популярных повестей Е. Гущина — «По сходной цене» и «Храм спасения».

В первой повести ее герой рабочий Семен Табакаев терпит определенный крах своих жизненных надежд. И происходит это не только из-за постоянных компромиссов на работе, в семье, в воспитании единственного сына. «Убывание души» этого новоявленного дачевладельца, «хозяина бани и огорода» прямо связано с атрофией чувств к природе, неумением ощутить ее целебности. Критик справедливо подчеркивает, что этот негативный процесс воссоздан автором с болью, психологически многообразно и достоверно.

И, напротив, в «Храме спасения» автор создает образ учителя словесности Светозара Асабина, который ищет в природе забвения от жизненных неудач, бежит в таежный заповедник, чтобы пройти своеобразное очищение. Но искусственное «опрощение» на лоне природы не создает гармонии в душе героя, новый мир «преподносит ему и неизвестные дотоле вопросы, ставит его в неожиданные ситуации». Тем самым автор (а это выделяет и критик) как бы говорит читателю: мир природы существует не сам по себе, изолированно от нашей сегодняшней жизни, ее социальных и нравственных ориентиров.


/Б. Юдалевич/




Назад