К слову сказать, исследование этих причин само по себе может стать предметом художественного произведения. Но повесть Евгения Гущина все-таки не об этом. Писатель, как и в прежних своих книгах, находит свой поворот в этой чувствительной теме современности. Изображение природы у Гущина и в этой повести прежде всего способствует постижению, пониманию сущности человека, его предназначения на земле. Собственно экологические проблемы зачастую рассматриваются опосредованно, уходят вглубь, выдвигая на первый план нравственные. В свою очередь нравственные проблемы обусловлены социальными, экологическими, вырастают на их почве.
И в этой повести Гущина много точных и глубоких размышлений над миром природы. Уже само название — «Храм спасения» — многозначно. Заповедник — это своеобразный символ души природы, источник правды, очищения, торжества разума и красоты. (Отмечу, что в этом плане в повести заиграли маленькие рассказы о природе, которые пишет главный герой. В них отчетливо просматривается сопоставление мира природы и человека, звучит мотив проверки нравственных ценностей человека этическими нормами природы.).
В центре повести Светозар Асабин, сорокалетний учитель словесности, застигнутый в сложный момент жизни, когда неудавшаяся личная жизнь подводит его к размышлениям о смысле собственной жизни и смысле жития вообще, когда он принимает решение круто изменить свою жизнь и уезжает работать в заповедник. Светозар вступает в новый для него мир. Но этот мир преподносит ему и неизвестные дотоле вопросы, ставит его в неожиданные ситуации, одна из которых приводит Асабина к преступлению...
Впрочем, любая попытка кратко пересказать сюжет произведения обречена на неудачу, потому что главное в нем не в динамике развития действия, а в сшибке идей и характеров, в социально-нравственном самосознании героя, в отношении различных персонажей к вечным вопросам добра, зла, правды, лжи, человечности, истины, преступления, наказания... Повесть Гущина имеет множество ответвлений, но главный вопрос, который строит повествование, — в судьбе Светозара Асабина, в его преступлении и его наказании.
События, связанные с поимкой браконьера, — идейно-нравственная кульминация повести. Здесь автор выходит к самым серьезным размышлениям, сталкивая разные взгляды на жизнь, разные нравственные принципы.
Как поступить: пожалеть браконьера Булкина, уничтожившего в заповедной зоне пятьдесят одного баргузинского соболя, специально привезенного и запущенного сюда? Или поступить по закону, несмотря ни на что? Как будут вести себя герои повести, какими мотивами руководствоваться, совершая свой выбор? Эти вопросы оборачиваются проверкой каждого из лесников, обнажая их внутреннее существо.
Семену Ощепкову непонятны принципы, которыми дорожит Асабин, непонятно его нежелание поступиться ими даже ради собственной выгоды. Для Семена ответ ясен: Булкина отпустить, поделив соболей. И его рассуждения о том, что соболи расплодятся — людей жалко, ничего не меняют. Скорее сближают Семена с Никитой-Беженцем (бросив семью, тот сбежал в тайгу спасаться от атомной бомбы), который говорит: «Рябчики... О них и говорить-то — тьфу. Людей жалеть надо, вот кого. Сегодня мы все живы, а завтра — кто знает. Может совсем ничего не быть. Ни людей, ни рябчиков».
В сущности, Семен Ощепков и Федор Вохмин — тоже браконьеры. Первый так и говорит о себе, второй, не желающий думать дальше корыта своего огромного хозяйства, за зиму не нашел времени на гольцы выбраться, то есть выполнить свои прямые обязанности по охране кордона.
Здесь следует сказать, что «Храм спасения» во многом принадлежит к таким произведениям, которые называют «повестями нравственного эксперимента». Е. Гущин, если воспользоваться определением критики, последовательно «исследует нравственные истоки и жизненные следствия того или иного типа поведения в какой-либо ситуации».
И в этом художественном эксперимента писателя интересуют не собственные мотивы преступления, а близкие и отдаленные последствия нравственного компромисса человека со своей совестью.
Повести Гущина обращены к читателю думающему. Множество вопросов оставляют они с нами, и уйти от них нелегко, да и не надо уходить. Именно в беспокойных исканиях совести — сила его повестей.
Проза Евгения Гущина в лучших своих проявлениях обладает серьезными эстетическими достоинствами, в ней явственно обнаруживаются приметы нашего времени с его сложными социальными и нравственными проблемами.
/ В. Горн/
Назад