ТОЛЬКО СВЕТИ, СВЕТИ...
Книга «Небесное создание», в которую вошли последняя повесть Евгения Гущина и его лучшие рассказы разных лет — последний поклон замечательному алтайскому писателю. И надо сказать спасибо и писательской организации Алтая, и её администрации за то, что благодаря им мы можем познакомиться с творчеством этого самобытного, интересного писателя. Но не даёт покоя недоумение. Почему так небрежно, с ошибками, издана книга? Почему не датированы рассказы? (Ведь, согласитесь, очень важно знать, на каком этапе творчества писателя написано произведение). Почему, наконец, не только вступительного очерка о жизни и творчестве не удостоился писатель, но и просто дат жизни и смерти? В этом я вижу неуважение не только к памяти писателя, но и к читателю.
Читая эту книгу, а потом, размышляя о ней, я вспоминала слова Василия Шукшина, земляка Гущина, о том, что талантливый писатель обязательно отразит в своём творчестве эпоху и самые жгучие её проблемы. Толчком к этому размышлению стали две статьи в январском (2007 год) номере «Литературной газеты». Это перепечатка статьи Бориоа Урланиса «Берегите мужчин» за 1968 год и полемизирующая с ней сегодняшняя — Юрия Крупнова «Прекратите нас беречь».
Почти сорок лет назад Б. Урланис пытался привлечь внимание общества к уменьшению продолжительности жизни мужчин и их высокой смертности. Причина казалась непонятной. Ведь именно тогда впервые за многие годы жизнь стабилизировалась, это время было самым благополучным, что и отразилось по всем показателям: и по росту жизненного уровня, и по продолжительности жизни, и по росту благосостояния. По всему, кроме одного: у молодых мужчин коэффициент смертности в два с половиной раза в то время был выше, чем у женщин. Почему умирали мужчины во время, когда не было ни войн, ни раскулачивания, ни сталинских репрессий? То, что считалось причинами: курение, алкоголизм и т. д. на самом деле — следствие. Косвенное следствие отказа от жизни. Медленное убивание себя. Б. Урланис призывал беречь мужчин, создавать им комфортные условия жизни, но в 1968 году (время написания статьи) чего недоставало нашим мужчинам? Разве не нянчились с ними, не окружали заботой и на производстве, и дома? Вспомним знаковую фигуру киноэкрана тех лет — Афоню или персонажа фильма «Осенний марафон». Апатия, неспособность к действию, отсутствие идеалов и устремлений. Но может, причины такого поведения мужчин в семидесятые годы в чём-то другом?
Уже какое столетие нам не даёт покоя комфорт Запада, всё в ту сторону голову поворачиваем, всё призываем жить, как все. На первый взгляд, тут и не может быть никаких противоречий. Ну что плохого, если в твоём доме всё удобно, красиво и уютно? К этому стремится большинство женщин. А мужчины?
А мужчин, как мы видим из произведений Е. Гущина, наоборот, комфорт раздражает. Герой рассказа «Тень стрекозы» сначала азартно строит свой дом, также азартно покупает обстановку, у них с женой общие цели, и пока они живут счастливо. Но если его жене, женщине земной, больше ничего не надо, то мужу этого мало: нужен душе праздник. Нужно «небесное создание» — вертолёт. «Если душа родилась крылатой», ей надо летать. Не тряпки, к которым герой, как и большинство мужчин, равнодушен, а мотор ему нужен для строительства вертолёта. Затем, чтобы испытать пьянящее чувство полёта, а также опасности и то особое упоение, которое она даёт. Обратите внимание, этот рассказ как раз о том самом времени, о котором статья «Берегите мужчин», времени, когда западные представления о достойной жизни как о комфортной стали побеждать в нашем обществе. Вот героиня рассказа, милая русская женщина, не замечает сама, как становится мещанкой, заражённой вещизмом, вожделенно мечтающей о новых тряпках. Она никак не может устоять перед соблазном всё новых и новых покупок. Герой, считающий это её увлечение простительной женской слабостью, тем не менее, когда увидел её в импортном брючном костюме, поразился тому, что жена в этом наряде ему кажется чужой. «Ему подумалось, не надень Варя тот костюм, тоже по виду чужой и странный, никакой ссоры бы не получилось, что в тех пёстрых штанах Варя была сама не собой и говорила ему не свои слова, а те, что пришли вместе с костюмом».
Интуитивно он чувствует опасность «сытого» существования без высоких целей. В стоячей воде нет никакой жизни. Эту мысль автор выражает словами деревенской колдуньи: «Всего навалом... Разбаловались люди...».
Назад