Обратив внимание на интригующее заглавие повести, читатель не ошибется в том, что его ожидают интересные события и загадочные явления. Сюжет насыщен не только обычными делами таежных охотников, но и такими явлениями, которые подчас трудно объяснить. Еще в «Храме спасения» говорится, что есть какая-то тайна природы на кордоне, где трудится Светозар. Он узнает, что есть легенда: с теми, кто поселяется на месте его службы, случаются разного рода беды и несчастья. Действительно, тайна гибели предшественника Асабина, так и остается нераскрытой. Он приходит к выводу, что, возможно существуют, может быть даже потусторонние силы, влияющие на жизнь и поступки людей. Больше того, как установил Светозар, эти особого рода энергетические силы, заложенные в природе, могут вызвать появление образов живых существ. Это именно и испытал на себе главный герой.

Асабин настолько увлекается своими дневниковыми записями, что часто попадает в какой-то особый транс, испытывая то подъем душевных сил, то их упадок. Иногда при этом он даже теряет способность нормально передвигаться. Все это с ним случается, когда побывает около одной из причудливых скал, под которой по его мнению, залегают руды с таинственными свойствами, активно влияющими на человека. Асабина часто посещают грезы: ожидание чего-то особенного и ... в образе любимой женщины. Так в повести снова появляется Валентина, которая, якобы, проводит время с ним на его зимовье. До того дня, когда Валентина уходит от Асабина, он не знал, что еще четыре года назад она погибла в автокатастрофе.

Здесь мы сталкиваемся с тем, что узнаем Гущина, как писателя эпистолярного жанра и как фантаста с мистическим уклоном. Герой повести верит в возможность существования некоей энергосилы, которая, вселившись в человека, руководит его поступками. Именно так случается в сценах с самородком золота. Вместе с тем видим: Асабин убежден, что многое от него не зависит. Это подтверждается в разговоре с Валентиной перед ее уходом во тьму, туда, откуда она появилась. Еще в первый день появления Валентины Асабин понимал, что он, измученный одиночеством, ждал пришелицу и несмотря ни на что принял ее как настоящую, хотя она и выдумана им самим. Этот по существу «одушевленный» сон сопровождает Асабина до его последнего дня, когда он сжигает зимовье и тоже загадочно исчезает, однако оставив свои дневники.

Вот, собственно, и все, что следовало бы сказать об этой замечательной повести. Однако этим ограничиваться никак не хочется. Повесть, как и другие произведения Гущина, кроме неожиданных поворотов в действиях героев, наполнена ярким описанием родной природы, заботой о сохранении ее богатств. Выходец из людей горной тайги Гущин понимает и глубоко любит горы и долины, родную уникальную природу с ее островами заповедного кедра. Его герои - это живые люди со своими достоинствами и недостатками. При чтении «плавно текущих повестей» Гущина, воочию видишь природные явления, живешь заботами героев, пусть будет банально сказано, ощущаешь авторскую теплоту к людям, явственно видишь грань между добром и злом.

Евгения Гущина с полным основанием можно отнести к писателям реалистической школы - школы настоящей литературы. Он не поклоняется западным прагматикам с их бестселлерами-боевиками и романами-однодневками приключенческого жанра.

В повестях «Облава», «Храм спасения» и «Пришедшая из тьмы» (думается, что из-за скромности автор не называет их романами), как и в других произведениях, Гущин ориентирует читателя на высокую нравственность жизни. Его герои наделены такими качествами, которые не оставляют никаких надежд их противникам в исходе дела. Только люди с чистой совестью имеют право творить добро - в этом творческое кредо писателя Евгения Гущина.

/А. Бутаков/



Назад