Внимание: банки одурачивают!

Сотрудники банков и других финансовых организаций одурачивают клиентов с помощью хитрых приемов мисселинга (от англ. misselling – «неправильная продажа»), то есть навязывания клиенту бессмысленных и дорогих услуг.

Житель Новосибирска обратился в один из банковских филиалов с тем, чтобы продлить действие своей зарплатной карты после того, как уволился с предыдущего места работы. Представители финансовой организации охотно пошли навстречу клиенту, предложив при этом заменить его карту на более дешевую в обслуживании. В процессе заполнения документов новосибирец понял, что на него оформляется кредитная карта вместо дебетовой, и высказал свое недоумение, а также заявил, что отказывается от кредитной карты. Его отказ банкиры не приняли, пояснив, что карта уже выписана, но он сможет от нее отказаться и не получать. Позднее знакомый мужчины объяснил, что такая ситуация теоретически может испортить его кредитную историю, поскольку отзыв кредитной карты формально может считаться отказом банка в выдаче кредита. Новосибирец столкнулся с одним из вариантов мисселинга- практикой продаж, при которой информация об услуге или товаре искажается преднамеренно и покупатель вводится в заблуждение относительно необходимости их приобретения. Мисселинг может включать намеренное утаивание информации о сопутствующих рисках и об особенностях продукта. Чаще всего мисселинг применяется при открытии банковских вкладов. К примеру, вместо вклада банк может настоятельно предложить клиенту оформить полис инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) с нулевой или минимальной доходностью за три-четыре года или накопительное страхование жизни (НСЖ). Бывает, что вместо банковского вклада потребитель, поверив обещаниям высокой процентной ставки, становится владельцем векселей самого банка, ценных бумаг, облигаций или финансовых продуктов с неясной перспективой получения дохода и невозможностью возврата вложенных средств.
«Мисселинг чаще всего встречается в банковских офисах, и люди воспринимают советы операциониста не так критично, как следовало бы, – рассказывает заместитель руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Елена Шервуд. – Человек ищет возможность сохранить доходность, к которой он привык, и менеджеры банка, получающие комиссию за новый оформленный продукт, уверяют, что он – то же самое, что и вклад, но с повышенной доходностью». Вот что рассказал 45-летний Юрий из Санкт-Петербурга. Его пожилая мать хотела переоформить вклад в одном из банковских отделений. Вместо этого ей навязали инвестицию в паевом инвестиционном фонде (ПИФ), уверив, что это самый выгодный вариант. «Я изучил договор, и оказалось, что деньгами оперирует не банк, а некая управляющая компания, да и других минусов и рисков много, только написаны они мелким шрифтом. Звонок на горячую линию банка ничего не дал, там ответили, что инвестициями не занимаются», -рассказал Юра, назвав случившееся «банковским разводом». Самое смешное, что за него даже наказать нельзя. Юридически и формально мисселинг – не нарушение закона, хотя по сути является чистой воды недобросовестной практикой навязывания ненужных дорогостоящих услуг. Получается, граждане приходят в банк за одной услугой, а им втюхивают другую – невыгодную для клиента, но очень выгодную для банка, страховщиков или брокеров. Нонсенс: пока никто не может победить такую порочную практику, так как доказать злой умысел организации сложно или невозможно. Она всегда ссылается на то, что клиент сам что-то недопонял, а в подписанном им договоре русским по белому прописаны все нюансы.

Источник информации: Домашняя энциклопедия для вас. – 2024. – № 8. – С. 9

Top