Платежи. ЖКХ

При возникновении долга по оплате за вывоз мусора сумма пеней начисляется строго в соответствии с законом.
Оператор по вывозу мусора присылает квитанции с начислением и расчетом пеней за несвоевременную оплату, но договоры с населением не заключены, одновременно запугивают людей подачей исковых заявлений в суд, в некоторых квитанциях суммы пеней практически равны начислению за вывоз мусора. Насколько правомерны действия оператора и как отстоять свое право на незаконные начисления пеней и их расчеты?

В силу ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) путём заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
На основании ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры об оказании услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В силу ч. 2 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ по указанному выше договору региональный оператор обязуется принимать ТКО в объёме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник этих отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа. Причём, как следует из ч. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, для собственника ТКО заключение договора об оказании услуг по обращению с ними является обязательным.
Заключение указанного договора происходит в соответствии с Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее — Правила) и условиями типового договора, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №- 1156 (ч. 2 ст. 24.6 и ч. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Из пункта 8.17 Правил следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора об оказании услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы. В случае если он этого не сделает в указанный срок, договор считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте.
Таким образом, неподписание договора об оказании услуг по обращению с ТКО с региональным оператором не означает отсутствия договорных отношений.
Принимая во внимание вышеизложенное, говорить о незаконности начислений мы можем только в том случае, если региональный оператор нарушил условия опубликования оферты, предусмотренные п. 8.17 Правил. В этом случае договор нельзя считать заключённым, соответственно, и произведённые начисления будут неправомерными.
Что касается размера пеней, то в силуч.4ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Право на взыскание пеней за несвоевременную оплату услуг по вывозу ТКО установлено ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. Согласно указанной норме лица, несвоевременно и (или) не полностью внёсшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведённой в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130ставкирефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. При этом увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Таким образом, предъявление пеней за просрочку платежа по оплате услуг по вывозу ТКО возможно только в строгом соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, начисление пеней в размере выше установленного является неправомерным и не подлежит оплате.

Е.Макарова

Top