Для них школа стала родным домом

Представителей трудовой династии Полевых знают очень многие, и здесь нет ничего удивительного – сегодня в школах района работает уже третье поколение педагогов из этой семьи. Сейчас общие педагогический стаж династии Полевых составляет 179 лет.
Родоначальник
Основатель педагогической династии Василий Васильевич Полев. Родоначальник педагогической династии Василий Васильевич Полев проработал учителем математики 40 лет. В 1943 году по направлению райкома комсомола он начал свою деятельность в Алтайской средней школе. В годы Великой Отечественной войны в небольшом двухэтажном здании в центре села Алтайского занимались около тысячи человек. Занятия проходили в три смены. В вечернюю смену учились взрослые.
В 1952 году Василий Васильевич заочно окончил Горно-Алтайский учительский институт, факультет математики и физики. Его работу отличали прекрасное знание предмета, творчество, чрезвычайная ответственность за порученное дело и доброе отношение к детям. По вечерам и в выходные дни в дом педагога приходили его ученики, и он занимался со слабыми и одарёнными детьми математикой дополнительно. Это был человек с бесконечным терпением. Целенаправленное использование эффективных методических приемов способствовало высокому качеству знаний его учеников.
В 1970 году Василий Васильевич был награждён грамотой Министерства Просвещения РСФСР, позднее – и многими наградами краевого и районного значения. По советским нормативам для получения более высокой награды необходимо было полное высшее образование, а Василий Васильевич окончил только учительский институт, учиться дальше не было возможности: в семье подрастали четверо детей. Коллеги знали Василия Васильевича как человека мудрого, обладающего великолепным чувством юмора и неиссякаемым молодым задором, вселяющим оптимизм во всех, кто его окружал. Ветеран труда Б. В. Капитонова начала работать с ним в 1959 году она вспоминает:
«Этот человек был самым уважаемым в нашем коллективе и с него всегда можно было брать пример. Он отличался неимоверным умом и в то же время был очень скромным. На всех его уроках царила атмосфера добра, взаимоуважения, понимания. Если вдруг какой-то урок заменяли математикой, то дети это известие встречали криками «ура».
А вот каким запомнила Василия Васильевича его ученица Г. М. Шелепова:
«Он очень интересно и доступно преподавал, какая бы сложная тема ни была, все понимали без дополнительного объяснения. С уважением относился к детям, никогда не повышал голоса. Это был «золотой» человек, учитель от бога».
Итогом славного жизненного пути педагога стал не только безупречный профессионализм, но и большая плеяда педагогов, бывших учеников Василия Васильевича, которые как птицы из гнезда, разлетелись по разным городам страны. Он всегда говорил: «Школа-это звезда, чтобы светить всегда. Будет пока Земля, будут учителя». Двое его детей стали учителями математики, окончив Барнаульский государственный педагогический институт. И все четверо детей Василия Васильевича выросли достойными людьми.
Дети
Младшая дочь, Надежда Васильевна Кудр ина, в 1969 году, после окончания Алтайской средней школы, поступила на физико-математический факультет. Закончив институт, работала учителем математики в Беловской средней школе. В 1977 году переехала в Макарьевку и уже более 30 лет работает в местной школе. 3 года была заместителем директора по учебно-воспитательной работе, 10 лет – директором школы и 22 года – учителем физики и математики.
Эту женщину с приветливым лицом и огоньком в глазах недаром любят все в округе, а она с теплотой говорит: «Для меня школа – это луч золотой». Для детей она не жалеет ни времени, не нервов, а успехи их всегда отдаются приятным теплом в ее сердце. Общий педагогический стаж работы Надежды Васильевны – 35 лет.
Сын Василия Васильевича, Анатолий Васильевич, после школы сразу был призван в армию. Отец в письмах в Германию, где служил сын, убеждал его стать учителем математики, что тот и сделал, демобилизовавшись. Имея такого высококлассного учителя в лице отца, Анатолий Васильевич быстро усвоил тонкости мастерства преподавания математики. Шесть лет он работал учителем математики, три года заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Беловской средней школе.
В 1976 году был назначен директором Куяганской средней школы. Здесь он проработал двенадцать лет, и все это время занимался еще и большой общественной и просветительской деятельностью в селе: читал лекции на педагогические и международные темы, был депутатом сельского и районного Советов, много работал с населением не только своего избирательного округа, но и жителями соседних сел: Никольского, Булатово и Казанки.
Много времени занимали вопросы улаживания семейных и производственных конфликтов, оказания помощи пенсионерам, ветеранам войны. За один рабочий день ему нередко приходилось выступать в роли учителя, воспитателя, психолога, завхоза, юриста, общественного деятеля и т.д. Учитель Куяганской средней школы В.А. Завьялов рассказывает:
«Анатолий Васильевич был строгим, но справедливым директором, как руководителя его ценили. Он очень много сделал для сплочения педколлектива. С его приходом в школу стали развиваться и другие направления внешкольной работы».
В 1988 году семья Полевых переехала в районный центр. Анатолий Васильевич был назначен инспектором районного отдела народного образования, затем три года работал директором Алтайской восьмилетней школы №1 (ныне школа № 5), потом вновь восемь лет – инспектором-методистом комитета по образованию. Последние пять лет, до ухода на пенсию в 2006 году, Анатолий Васильевич возглавлял комитет по образованию.
Со своей будущей женой Анатолий Васильевич познакомился, когда работал в Беловской школе – Алла Васильевна после окончания Барнаульского педагогического училища приехала туда учителем начальных классов. В Барнаульский пединститут она поступила вместе с мужем, но на разные факультеты. Специальность Аллы Васильевны – учитель русского языка и литературы. И все годы она работала рядом с мужем.

«Работать с мужем в одной школе, если он директор, очень сложно. Постоянно не покидает чувство обострённой ответственности за себя и за него. Требования ко мне и к детям у Анатолия Васильевича всегда были самые высокие, – вспоминает Алла Васильевна. – Старшая дочь Светлана заканчивала среднюю школу на пятёрки, т.е. получалось, что с золотой медалью. Но Анатолий Васильевич просил преподавателей, чтобы хоть кто-то поставил ей четвёрку, т.к. не хотел, чтобы, не дай бог, кто-нибудь из односельчан подумал, что оценки у дочери директора завышены. Конечно же, никто из преподавателей не соглашался «испортить» аттестат способной ученице, и только молоденького учителя истории ему кое-как удалось убедить».
Три года в Беловской школе, двенадцать лет в Куяганской школе были интересными и трудными. Случалось, отключали электричество, и готовиться к урокам приходилось при свече. В небольшом селе Белом хлеб завозили на тракторе два раза в неделю, за водой ходили на родник, не говоря уже о том, что не было парикмахерской, швейной мастерской и т.д.
Практически все праздники для селян устраивали учителя: составляли сценарии, оформляли сельский клуб к торжеству и сами же танцевали и пели вместе с учащимися. Обычно на праздник сходилось в се село, и у сельчан педагоги пользовались большим авторитетом. Жительница села Куяган В. М. Зайцева вспоминает:
«Все девчонки старались подражать Алле Васильевне во всем – манере говорить, одеваться, общаться. Ее отличали обаяние, красота и доброта. Она нам, а потом и нашим детям была как мама».
25 лет в школе и 15 лет в комитете по образованию в должности инспектора-методиста – таковы составляющие сорокалетнего стажа Аллы Васильевны. Она 40 лет была рядом с детьми. Рядом с детством. В 2005 году за долголетний и добросовестный труд была награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ».
Внуки
Анатолий Васильевич и Алла Васильевна Полевы воспи¬тали трёх дочерей, каждая из которых окончила педагоги¬ческий институт.
Старшая, Светлана, уже в средних классах мечтала стать учителем. Родственники отговаривали ее: «Разве ты не видишь, родители совсем не бывают дома. У них вся жизнь посвящается чужим детям, а не своим». За поддержкой Светлана обратилась к деду, Василию Васильевичу, и все сдались.
Школьным учителем математики Светланы был отец. Девушку отличала нестандартность мышления, в том числе и в математике. Она постоянно участвовала в районных и краевых олимпиадах по математике и занимала призовые места. Заочно училась в физико-математической школе при Новосибирском университете и после 10 класса была приглашена туда на летнюю сессию, где также показала хорошие знания и незаурядные математически способности. Но поскольку Светлана мечтала стать учителем, то после окончания школы поступила в Барнаульский педагогический институт на только что открывшийся факультет математики, информатики и вычислительной техники. В 1991 году пришла в Барнаульскую гимназию № 45 учителем информатики. В трудные 90-е годы, когда педагоги по несколько месяцев не получали зарплату, Светлане пришлось оставить любимую работу и искать другое место. Помогло знание компьютерной техники. Сейчас Светлана Анатольевна Климкина – капитан милиции, сотрудник информационного отдела краевого УВД.
В семье Климкиных подрастают две дочери.
Вторая дочь Полевых, Татьяна, с детства отличалась особенным старанием в любом занятии, творческим подходом к любому делу. Прекрасно рисовала, любила танцевать и петь. Вокруг нее всегда толпились малыши.
Сейчас Татьяна Анатольевна Кардакова – учитель начальных классов Алтайской школы № 5 , имеет высшую квалификационную категорию. Детвора ее обожает. Обычно утром, когда она подходит к школе, большая часть ее учеников уже стоит около калитки и с нетерпением ждет своего любимого учителя. Все одновременно начинают рассказывать о себе, о своих делах, и оттого поднимается невообразимый галдеж. Никому из прохожих не удается разобрать, и только учительница с милой улыбкой слышит и каждому что-то отвечает.
Неиссякаемое творчество Татьяны Анатольевны способствуют применению разнообразных методов и форм работы. Она интересно и увлекательно проводит и уроки, и воспитательные мероприятия. Вот уже на протяжении 13 лет она сеет в душах детей семена разумного, доброго, вечного.
В семье Кардаковых воспитывается два сына.
Младшая дочь, Юля, как и старшие девочки, училась хорошо, окончила музыкальную школу по классу фортепьяно, среднюю школу с серебряной медалью. Когда в семье обсуждали проблемы образования, дела школы, когда Светлана и Татьяна обращались к родителям за советом по поводу методики проведения уроков и воспитательных мероприятий, Юля категорически заявляла: «Я учителем никогда не буду. Надо же кому-то в семье заниматься другим делом, ведь существует много интересных специальностей». Но уже в 11 классе твердо решила стать учителем. На какой факультет поступить? Родители посоветовали на факультет иностранных языков – такая феноменальная память, как у Юли, большая редкость.
В 2003 году Юлия Анатольевна окончила Лингвистический институт Барнаульского государственного университета и стала преподавателем немецкого языка и немецкой литературы, работает в школе № 2. И ни разу не пожалела о выбранной профессии. Стаж у нее еще небольшой – 5 лет, но авторитет среди детей и коллег уже заработала. Она хорошо помнит слова отца, что учитель должен стать детям лучшим другом и суметь все успеть: научить, внушить, заставить и притом не надоесть. Многие ученицы в школе мечтают быть, как Юлия Анатольевна, и стараются ей во многом подражать, как когда-то было с ее мамой.
Т. Шипунова.

Top