Ключевые признаки разговора с телефонным мошенником

Звонок через мессенджеры—«Вайбер», «Вотсап», «Телеграм», «ВК».

Ключевое правило—банки не звонят через мессенджеры! Частая ситуация: идет звонок на «Вайбер» с номера +900—это маскировка под известный номер известного банка, даже не нужно отвечать. 100% это мошенники. Банк звонит только через сотовую сеть. Аналогично поступают мошенники от имени других банков. На экране телефона может высвечиваться даже название банка, но если звонок поступает через мессенджер, то не берем трубку и блокируем абонента.

Звонок через сотовую сеть, но не с короткого номера банка.

99,9%—это мошенничество или спам-звонок. Поэтому смотрим на номер, с которого звонят.

Оператор представляется сотрудником Центробанка. 

Бросаем трубку и блокируем абонента. Центробанк никогда не звонит гражданам. Центробанк не работает с гражданами.

Оператор представился сотрудником банка и сообщил, что была попытка смены пин-кода на карте / взятия кредита на ваше имя/ снятия средств в каком-нибудь далеком городе. Снова мошенники—бросаем трубку и блокируем абонента.

Оператор представляется сотрудником банка и сообщает, что была проведена операция по карте, служба безопасности банка ее заблокировала и нужно ваше подтверждение.

В этом случае возможно, что действительно позвонили из банка. Положите трубку и позвоните самостоятельно в свой банк по номеру горячей линии, свяжитесь с оператором и сообщите о звонке с необходимостью подтверждения операции. Если звонили мошенники, то настоящий оператор (после того как вы сами позвонили в банк по правильному номеру телефона) сообщит, что никаких заблокированных или подозрительных операций нет. Если же действительно звонили из банка, то и оператор подтвердит это.

В каких случаях может потребоваться подтверждение операции? Например, это крупная покупка в интернете, на сайте бронирования отелей или авиабилетов. Банк для подстраховки может заблокировать операцию до ее подтверждения вами.

Оператор пытается выяснить пин-код карты, cvv-код на оборотной стороне карты, ваши персональные данные. Бросайте трубку, это мошенники.

В ходе общения с оператором вам сообщают о неких подозрительных операциях, связанных с финансированием террористов, вооруженных сил недружественных стран, разговор переводят на неких «сотрудников полиции или ФСБ», предлагают разоблачить неких мошенников.

Вы чувствуете давление или запугивание—с вами разговаривают мошенники, бросайте трубку.

Кирилл Полещук, адвокат, эксперт проекта

НИФИ Минфина России “Моифинансы.рф”

(По материалам Российской газеты. – 2024. – 15 мая. – №104. – С.12)

[print_thumbnail_slider]
Top