Передовые сервисы для инвалидов в 2019 году:
Представьте себе: человек с инвалидностью переезжает из одного региона в другой, на время или постоянно. На новом месте нужно сориентироваться, где находятся различные объекты социального назначения: органы соцзащиты, отделения Фонда социального страхования, ортопедические и другие аптеки, протезно-ортопедические предприятия и т. д., – Для решения этих и некоторых других задач предназначен современный цифровой сервис «Социальный навигатор».
К концу марта 2019-го социальный навигатор работает в пилотном режиме уже в 11 регионах. В то же время в любом другом регионе нашей страны и даже находясь за границей, можно использовать отдельные функции этого сервиса – например, узнать все о социальных пособиях, положенных в той или иной жизненной ситуации.
От Андроида до «Авроры»
Социальный навигатор – бесплатное мобильное приложение для смартфонов, разработанное специалистами ФСС РФ. На сегодня сервис работает на платформе Андроид (версии 4.4 и выше).
-У нас в планах к середине года выпустить версию для Apple, a к концу года – для отечественной мобильной операционной системы «Аврора», – рассказал «КП» Дмитрий Селиванов.
В рамках развития цифровой экономики, электронных сервисов государства мобильные гаджеты являются тем же самым не обходимым социальным средством доступа к услугам государства, как и любые другие технические средства реабилитации. В связи с этим мы выступаем с предложением, чтобы в перечень технических средств реабилитации, которые Фонд предоставляет инвалидам, попали планшеты и смартфоны на базе отечественной мобильной операционной системы. Чтобы граждане, нуждающиеся в социальных услугах, могли заказать электронную услугу от государства. Ведь не все могут себе позволить купить смартфон.
-Дмитрий Вадимович, известно, что сейчас приложение пилотируется в 11 регионах. Уточните, что это значит?
-Именно в этих регионах создается карта социально значимых объектов. Включается геолокация, и человек может увидеть, где находятся отделения ФСС. органы соцзащиты, аптеки, работающие по программе «Цифровая компенсация». – Здесь очень важно взаимодействие с администрацией региона, чтобы нас поддерживали. И появилась возможность получить информацию не только об услугах ФСС, но и о региональных услугах.
Подробно о TCP
Еще один сервис нового поколения – электронный каталог технических средств реабилитации (TCP) для пострадавших на производстве. То есть тех самых протезов, ортопедической обуви, кресел-колясок, средств ежедневного ухода и прочей продукции, которой Фонд соцстраха обеспечивает людей, пострадавших от трудовых травм.
– Цифровой каталог уже появился, он доступен на портале Фонда по адресу: https://tsr.fss.ru/tru-web, рассказывает Дмитрий Селиванов. Сейчас этот сервис находится в пилотном тестировании, Фонд налаживает взаимодействие с производителями и поставщиками TCP. На сегодня каталог позволяет просматривать подробную информацию о тех технических средствах реабилитации, данные о которых уже загружены в базу каталога.
Электронный каталог TCP постоянно наполняется и обновляется. Доступ к данным получат как люди с инвалидностью, так и органы медико-социальной экспертизы,
разрабатывающие программу реабилитации пострадавшего, Фонд и поставщики, поясняют в ФСС. При назначении TCP появится возможность более точного индивидуального подбора средств реабилитации. Также можно будет сравнивать разные модели и оценивать их качество. А еще данные из электронного каталога будут использоваться для применения схемы цифровой компенсации за приобретение TCP.
Цифровая схема компенсации
– На сегодня есть два варианта обеспечения людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации, – напоминает Дмитрий Селиванов. – Первый – когда человек пишет заявку на получение TCP, и Фонд проводит торги в рамках 44-ФЗ. По результатам торгов определяется победитель, который и поставляет необходимое средство реабилитации. Это занимает определенное время. Второй вариант – человек может сам купить себе техническое средство реабилитации, которое ему положено. Фонд компенсирует ему расходы исходя из стоимости такого TCP на последних торгах.
Процесс компенсации сейчас занимает достаточно продолжительное время – по регламенту до двух месяцев. Нужно взять счет, чек из аптеки, прийти в отделение Фонда по месту жительства, написать заявление на компенсацию. Потом Фонд в течение 60 дней производит проверку необходимых данных и только затем перечисляет сумму компенсации. Между тем сегодня любой из нас может прийти в магазин, выбрать телевизор и с помощью менеджера оформить пакет документов для его приобретения в кредит.
– Сейчас мы запускаем специальную систему – так называемый социальный маркетплейс, – продолжает эксперт ФСС. – Это будет работать следующим образом. Человек с инвалидностью приходит в магазин и выбирает техническое средство реабилитации, которое ему положено (по программе реабилитации пострадавшего). Продавец за счет интеграции с базами данных Фонда убеждается, что данный гражданин зарегистрирован на сайте госуслуг, является получателем соответствующего технического средства реабилитации, и сообщает сумму компенсации, которую Фонд может ему выплатить. Человек оплачивает техническое средство реабилитации, и оформляется электронное заявление, которое отправляется продавцом TCP в Фонд в электронном виде с полным комплектом документов. Фонд информирует гражданина о статусе, рассмотрении и решении по его заявлению путем CMC-уведомления. Данная схема цифровой компенсации значительно сократит сроки выплат.
Подготовила Анна НИКОЛАЕВА.