Новый 2024-й год указом Президента Российской Федерации объявлен Годом семьи. Президентская библиотека формирует коллекцию «Семья и традиционные семейные ценности в России как основа российской государственности». Коллекция основана на исследованиях, публицистических материалах, периодических изданиях, архивных документах, изобразительных источниках. Она включает в себя три раздела: «Семья и традиционные семейные ценности в современной России», «История семьи и традиционных семейных ценностей в России», «Семейный фотопортрет в отечественной истории».
На портале Президентской библиотеки можно найти раритетные издания, в которых рассказывается о том, как на Руси заключались браки и какие обычаи с этим связаны. Например, у жителей Архангельской области период свадебных приготовлений начинался осенью. Так описывает это в своей книге «Свадебные обычаи онежан прежде и теперь» (1913) Василий Гладышев: «…тогда, как и теперь, у онежан были вечеринки, начинавшиеся осенью, после Покрова, продолжавшиеся весь Филипповский пост и достигавшие своего „зенита“ на святках. На вечеринках происходит смотр невест и выбор их женихами, а кряду же после святок начинались свадьбы. Мясоед от Крещения до Масленицы и теперь остался самым свадебным, – так было и в старину». Знакомство жениха и невесты – это целый ритуал. «Невеста здоровается с женихом, и затем, помолясь Богу, все садятся за огромный, составленный из нескольких столов, „рукобитный“ стол», – читаем далее у Гладышева. Почётное место на столе всегда занимал хлеб. Об этом тоже можно прочесть в книге о свадебных обычаях онежан: «Против будущих молодых на стол становится „мякушка“, большой ржаной хлеб с солонкой наверху…».
«В качестве угощений на древнерусской свадьбе употреблялись мёды, вино, каша» – об этом повествуется в историко-этнографическом очерке Николая Остроумова «Свадебные обычаи в Древней Руси» (1905). «Весьма любопытно указать здесь на древний обычай употреблять при свадьбах больших размеров пряники, приготовленные на меду, с изображением райского дерева, птицы сирина, двуглавых и других животных. Обычай употребления подобных пряников весьма древний на Руси; их пекли ещё северные славяне до принятия христианства». Далее Остроумов пишет следующее: «Кроме угощений, на древнерусской свадьбе были и различные увеселения, забавы, которые способен был тогда выработать русский народ. Так, существовали на свадьбах пляски, игры в трубы и гусли…».
«Семейность и общинность были искони отличительною чертою характера русского народа», – пишет Леонид Вейнберг в книге «О крестьянской семье» (1891), доступной в электронном читальном зале. «Едва возмужав, крестьянин стремился в семейный союз, а вслед затем и в общинный, если он не был общинником до первого союза. Положение вне этих двух союзов казалось крестьянину почти немыслимым».
Целое исследование посвятил Александр Фаминцын представителям светской музыки в России. В книге «Скоморохи на Руси» (1889) автор говорит следующее: «Весь продолжительный период истории светской музыки в России с XI века (раньше этого времени мы не имеем письменных свидетельств о музыкантах и певцах русских) до середины XVII столетия может по справедливости быть назван эпохою скоморохов». Далее читаем у Фаминцына следующее: «В одном из французских описаний Московии в конце XVII столетия говорится, что свадебный поезд невесты в церковь сопровождается тысячами шутливых песен и дерзких выходок, исполняемых на улице родственниками, друзьями, слугами и рабами невесты. Пляски гостей на свадебных пирах, также подтверждаемые историческими свидетельствами, происходили в старину, разумеется, под звуки скоморошеских игр и песен».
Кроме свадебных плясок и игр, во время обряда сватовства у крестьян, как пишет исследователь Константин Лавров в рукописи «Обрядовая сторона простонародной русской свадьбы» (1899): «Невеста обязательно угощала всех сидящих вокруг стола, кланялась, и шла к печи за занавеску и плакала, считая себя обреченною на разлуку с прежнею жизнью, оплакивала свою „красоту“, которая должна потеряться и „девичью вольну волюшку“, которой замужеством также будет положен предел». Он также записал слова песни-плача: «Пойду бедна молодёхонька я по светлой своей светлице, я по новенькой горнице, – я по батюшкову строеньицу, я по матушкиному украшеньицу. Поглядите, мои родненьки, на меня на молодёньку, на мою на красну красоту, на девичью вольну волюшку…».
Совершенно исключительный обрядовый материал был собран российским этнографом Александром Терещенко в книге «Быт русского народа» (1848), вторая часть которой так и называется «Свадьбы». В ней подробно описываются царские, великокняжеские свадьбы XVII–XIX веков, а также особенности свадеб по губерниям: Вологодской, Костромской, Псковской.
Об исследовании народных традиций в своей книге «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» (1857), повествует Иван Сахаров. Автор путешествовал по Тульской, Калужской, Орловской, Рязанской и Московской губерниям, изучая традиции и быт местных жителей. «В эти счастливые дни моей жизни, изучая русскую семейную жизнь, я внимательно вслушивался во все рассказы поселян, с тщательностью записывая все народные предания и поверья, большей частию со слов самих рассказчиков», – читаем у Сахарова. «Ни один чужеземец не поймёт восторгов нашей семейной жизни: они не разогреют его воображения, они не пробудят таких воспоминаний, какими наполняется русская грудь…». С большой теплотой автор пишет о русской жизни. «В родных напевах, которые так сладко говорят русской душе о родине и предках, в наших сельских думах, которые так умильно вспоминают о горе дедовском, в наших сказках, которые так утешно радуют русских детей, в наших играх, которыми утешается молодёжь после тяжких трудов, в наших свадьбах, в которых так резво веселится пылкая душа мужающих поколений, в суеверных повериях нашего народа, в которых отражается общая мировая жизнь – вмещается вся семейная русская жизнь».
Президентская библиотека продолжит пополнение новой цифровой коллекции «Семья и традиционные семейные ценности в России как основа российской государственности» в течение всего 2024 года.