“255 лет назад была построена первая паровая двухцилиндровая машина для привода в действие заводских механизмов”

В 2021 году отмечается довольно знаменательный юбилей в технической истории России: ровно 255 лет назад была построена первая паровая двухцилиндровая машина для привода в действие заводских механизмов, за счет превращения тепловой энергии в механическую. Этим изобретением мы обязаны Ивану Ивановичу Ползунову – российскому изобретателю-теплотехнику, создателю первой в России паросиловой установки.

Родился Ползунов 14 марта 1728 года в Екатеринбурге в семье солдата, выходца из крестьян Тобольской губернии.

В 1738-1742 годах Иван обучался арифметике и словесности в Горнозаводской школе при Екатеринбургском металлургическом заводе, после чего был определен учеником к главному механику уральских заводов Н. Бахареву. К 20 годам он стал специалистом высочайшей квалификации.

Ползунова отправили на Алтай, где добывали золото и серебро. Он должен был разведать в Алтайских горах месторождения и наметить места постройки новых заводов. С этой задачей Ползунов справился блестяще и быстро.

Но возвращаться с Алтая он не спешил. Его заинтересовала работа местных заводов. В то время на Колывано-Воскресенских заводах в качестве  тягловой силы использовали лошадей и самих рабочих. Иван Ползунов загорелся идеей заменить их труд машиной.

Надо отметить, что в России того времени, паровые машины практически не использовались и всю информацию Ползунов получил из книги «Обстоятельное наставление рудокопному делу. В нем описывалась паровая машина Ньюкомена, при помощи которой происходила откачка воды в шахтах.

25 апреля 1763 г. Ползунов предложил свой первый проект паровой машины, предназначенной для привода в движение мехов плавильных печей. Для обеспечения непрерывной работы он предлагает использовать два цилиндра, вместо одного в паровой машине Ньюкомена.

21 января 1764 года канцелярия горного начальства Колывано-Воскресенских заводов приняла решение о постройке «огненной машины».

В марте этого же года начались работы по строительству помещения, установке и регулированию машины И.И. Ползунова.

Высота машины предполагалась 11 метров. Работа шла с большим трудом. Ни у кого в России того времени не было опыта по строительству подобных машин. Более того, Ползунову не разрешили вызвать опытных мастеров с уральских заводов.

В отличие от предшествующих машин, работающих рывками и выполнявших только роль водоподъемных насосов, машина Ползунова создавала непрерывное усилие и была первой машиной, которую можно было применить для приведения в движение любых заводских механизмов.

12 марта 1766 года строительство «огненной машины» Ползунова было закончено.

Строителю не пришлось увидеть огненную машину действующей на производстве. Непосильный труд, взваленный на плечи одного человека, надорвал его силы. 16 мая 1766 года Ползунова не стало. Он умер от чахотки.

23 мая 1766 года состоялось первое испытание машины Ползунова.

4 июля 1766 года  –  пробный пуск машины.

7 августа 1766 года – рабочий запуск машины.

10 ноября 1766 года, отработав 1057 часов, машина была остановлена. Давший течь котел пытались чинить, а также укрепить ходы поршня, однако сделать это не удалось. Больше машина не работала, а через четырнадцать лет ее сломали вовсе, люди же в заводе, помня место, где она стояла, называли его «ползуновским пепелищем».

На вечные времена останется записанным на страницах истории, что русский новатор И. И. Ползунов за двадцать с лишним лет до Джемса Уатта построил первую паровую машину не для подъема воды, а для заводских нужд. Машина Уатта для непосредственного привода заводских механизмов, построенная в 1784 г. была несравненно совершеннее машины, построенной Ползуновым. Но машина русского механика была первой, а машина английского – второй паровой машиной, созданной для непосредственного привода заводских механизмов.

 

К этой юбилейной дате в читальном зале Алтайской межпоселенческой библиотеки подготовлена выставка-экскурс «От мечты к открытию», на которой представлены книги и информация о российском изобретателе и его изобретении.

А также 15 апреля в 14-00 будет проведен исторический экскурс «Иван Ползунов – изобретатель «огненной машины». Мы приглашаем всех желающих посетить мероприятие и выставку.

Top