13 марта 2023 года исполняется 135 лет со дня рождения всемирно – известного педагога, воспитателя и писателя Антона Семеновича Макаренко.
Макаренко А.С. вошел в мировую педагогику как создатель новаторской системы воспитания беспризорных, социально заброшенных детей. Большую часть жизни посвятил перевоспитанию трудных подростков, которые затем становились законопослушными гражданами, добившимися в жизни больших высот. В 1988 году Антон Макаренко признан ЮНЕСКО одним из четырех выдающихся педагогов мира. Макаренко сам уверял, что его метод – это единственное средство справиться с трудными и травмированными детьми, нуждающимися в помощи. На протяжении двенадцати лет Макаренко возглавлял колонии, где находились малолетние правонарушители, и добился того, что все его воспитанники выросли достойными людьми, никто не вернулся к своей прежней жизни. Система Антона Макаренко пристально изучается и используется во всем мире, а его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися педагогами, как Георг Кершенштейнер, Джон Дьюи, Мария Монтессори.
Родился Антон Семенович 13 марта 1888 года в старинном городке Белополье Харьковской губернии. Отец Семен Макаренко работал рабочим-маляром в железнодорожных мастерских, а мать Татьяна Макаренко была домохозяйкой. В семье Макаренко было четверо детей: старшая Александра, Антон, Наталья и Виталий.
С детства Антон очень любил читать, интересовался социологией, астрономией, естествознанием и художественной литературой. Любимым писателем Макаренко стал Максим Горький. По признанию родных, чтение — единственное, что интересовало юного Антона. В январе 1901 года отца пригласили на должность мастера малярного цеха Крюковских железнодорожных мастерских, и семья Макаренко переезжает в город Крюков. Антон Макаренко становится учеником Кременчугского четырехклассного городского училища и в 1904 году заканчивает его на «отлично».
Начало педагогической деятельности
В августе Макаренко становится слушателем одногодичных педагогических курсов при Кременчугском городском училище, имевших целью подготовку преподавателей начальной школы.
Весной 1905 года А.С. Макаренко успешно окончил курсы и получил свидетельство, дававшее право преподавать в двухклассных училищах, и уже в сентябре 17-летний Макаренко приступил к работе в Крюковском двухклассном железнодорожном училище. Он стал учителем русского языка, рисования и черчения.
В 1911 году Макаренко перешел работать в маленькую школу на станции Долинской. Кроме учительской должности, он получил место воспитателя в общежитии, где жили дети работников «с линии» — дорожных мастеров, телеграфистов и начальников станций, а затем поступил в Полтавский учительский институт и заканчивает его с золотой медалью и отличной характеристикой.
Система педагогики
«В правильном семейном коллективе всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание. Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение».
К 1920 году 32-летний Антон Макаренко стал начальником одной из колоний для беспризорников.
Макаренко начал педагогическую работу с того, что отказался считать их «морально дефективными». «Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним» – говорил он. Философия писателя, основанная на бескомпромиссной вере в человека, легла в основу педагогической системы Макаренко. Педагог придумал методику, суть которой состояла в том, что из трудных подростков формировались группы, занимавшиеся самостоятельным обустройством собственного быта.
Антон Семёнович объяснял воспитанникам, что они здесь не заключённые, а хозяева. А значит, у них есть как свобода, так и ответственность. «Можно сломать мебель, но её за тебя никто не починит. Можно порвать одежду, но, кроме тебя, её никто не зашьёт. Можно не рубить дрова и не кормить скот, но тогда все будут мёрзнуть и голодать».
Затем Макаренко перевели на должность начальника в Трудовую коммуну им. Дзержинского. В этой колонии Антон Макаренко установил те же порядки, что и в прежней. Первым делом Антон Семёнович организовал натуральное хозяйство, чтобы колония могла прокормить себя. А уже через год были открыты первые заводские цеха. Ребята получали зарплату на сберкнижку, так что к моменту совершеннолетия становились состоятельными людьми. Кроме того, они приобретали рабочие и организаторские навыки, которые помогали им уже в 16–18 лет становиться бригадирами и начальниками производственных линий.
Макаренко считал, что коллектив должен напоминать семью, в которой младшие учатся у старших, подчиняясь им. При этом он старался создать демократическое общество, в котором дети научатся и руководить, и слушаться. Система самоуправления состояла из общего собрания, где выбирали совет командиров, каждый из которых собирал комиссию, отвечающую за разные вопросы (санкомиссия, хозкомиссия и так далее). Макаренко регулярно собирал командиров, советовался с ними, выслушивал их пожелания и через них узнавал о нуждах коллектива.
Создавая и поддерживая красоту вокруг себя, ребята учились ценить её, и старые привычки, вроде плевков на пол и сквернословия, отмирали сами собой.
Работая в коммуне Дзержинского, Макаренко пишет книги «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932).
Затем Макаренко получил новое назначение помощника начальника трудовых колоний в Киеве. Летом 1935 года Антона Семеновича перевели в Главное управление НКВД Украины на должность начальника отделения отдела трудколоний и трудкоммун НКВД УССР. Вскоре выходит его главная книга «Педагогическая поэма» (1925-1935гг.)
В 1937 году Макаренко приняли в Союз писателей СССР. Многие поколения детей выросли на картинах, снятых по произведениям Антона Семеновича – «Поэтическая поэма», «Большие и маленькие», «Флаги на башнях».
Последние годы жизни
В последние годы Макаренко работает над художественными произведениями «Флаги на башнях» (1938), автобиографической повестью «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» так и остался не законченным.
Кроме того, он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, опубликовал ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей».
Известного педагога не стало 1 апреля 1939 года.
13 марта 1988 года ЮНЕСКО включило имя Антона Семеновича Макаренко в число великих педагогов мира. Его книга «Педагогическая поэма» переведена на 36 языков.
Романы и повести:
- Педагогическая поэма (написание 1925—1935, издание частями 1933-35, первое изд. отд. книгой — 1937).
- Марш 30 года (1932)
- ФД—1 (1932)
- Книга для родителей (1936-1937)
- Флаги на башнях (1938)
- Честь (1937-1938)
- Пути поколения (1938)
Цитаты Антона Макаренко о педагогике:
- Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.
- Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
- Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
- Коллектив является воспитателем личности.
- Если у человека есть семья, которую нужно кормить, если его работа сопровождается заработком, человеку легче заставить свои мускулы работать, преодолевая и боль, и усталость, иногда и отвращение.
- Чтобы обучать другого необходимо гораздо больше ума, чем обучиться самому.
- Всегда соблюдать дисциплину, выполнять то, что неприятно, но нужно делать, — это и есть высокая дисциплинированность.
- Наказание — это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо.
- Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса.
- Храбрый не тот, который не боится, а тот, который умеет подавить свою трусость. Другой храбрости и быть не может.
В память о выдающемся педагоге установлены памятники А.С. Макаренко в г. Харькове и в с. Подворки Дергачёвского р-на Харьковской области, скульптурная группа «А.М. Горький и А.С. Макаренко» (1968, Куряжская воспитательно-трудовая колония, Харьковская область), мемориальная доска А.С. Макаренко на улице Пржевальского в Смоленске и в Киеве на доме, где педагог-писатель жил в 1935-1936-м годах.
Имя А.С. Макаренко присвоено большому количеству учебных заведений в России и Украине, а также – учебным заведениям на Кубе, в Германии, Мексике, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Приднестровье и исследовательским лабораториям в России (Нижний Новгород, Челябинск).
Имя А.С. Макаренко носят улицы в России, Украине и Германии, библиотеки и музеи в России и Украине.
В 1951 году в Кременчуге был открыт дом-музей – «Педагогически-мемориальный музей Антона Семеновича Макаренко», а в 1983 году в Москве был открыт «Педагогический музей А.С. Макаренко», который работает по настоящее время.
В 1991 году по почину исследователей творчества А.С. Макаренко, его воспитанников, педагогов из СССР, ФРГ, Китая, Польши, Венгрии, США, Франции, Чехословакии возникла, и работает по настоящее время МЕЖДУНАРОДНАЯ МАКАРЕНКОВСКАЯ АССОЦИАЦИЯ /INTERNATIONAL MAKARENKO’S SOCIETY – ММА/IMS.
В честь Антона Семеновича Макаренко были учреждены награды:
- Медаль А.С. Макаренко «За достижения в области просвещения и педагогической науки» (учреждена в 1964 году в УССР)
- Медаль А.С. Макаренко в номинациях «За педагогическую доблесть» и «За вклад в развитие педагогики дела» (учреждена в 2003 году редакцией журнала «Народное образование» и Международной Макаренковской ассоциацией к 115-летию со дня рождения А.С. Макаренко). Первым награждённым удостоился стать старейший живший на то время российский воспитанник А.С. Макаренко по Коммуне им. Дзержинского Иван Демьянович Токарев
Орден им. А.С. Макаренко (учрежден в 2008, Россия)
Алтайская межпоселенческая библиотека вашему вниманию предлагает познакомиться с известными произведениями А. С. Макаренко.
Макаренко, А.С. Флаги на башнях / А.С.Макаренко. – М.:Правда,1983. – 480 с.
Оставшиеся после революция и кровопролитной гражданской войны сироты и беспризорники часто становились «несовершеннолетними правонарушителями», и для их «перевоспитания» создавались колонии. Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко (1888—1939) писал: «В „Флагах на башнях“ я… хотел изобразить тот замечательный коллектив, в котором мне посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение». Именно коллектив тогда давал «малолетнему преступнику» возможность снова ощутить себя хорошим, достойным человеком, получить образование, освоить профессию. Ключевой здесь оказывалась фигура воспитателя, его способность создать в группе растерянных и «испорченных» детей нужный настрой.
Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. — Москва. Издательство «Правда», 1979. – 640 с.
Выдающемуся советскому педагогу Антону Макаренко удалось совершить невероятное. Благодаря особому педагогическому подходу он добился превосходных результатов в перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных детей. Об этом рассказывается в самом известном и значимом произведении писателя «Педагогической поэме». Это книга для родителей, педагогов, преподавателей и всех, кому интересна жизнь и деятельность легендарного педагога Антона Макаренко.