К творчеству Марины Цветаевой невозможно быть равнодушным. Поэтический дар Марины Цветаевой был поразительно многолик, как поэт она непрерывно росла и менялась до неузнаваемости. Без лучших стихов и поэм Цветаевой сейчас уже невозможно составить достаточно полное представление о русской литературе Серебряного века. Марина Цветаева по праву считается одной из самых великих русских поэтесс начала 20 века. Ее достаточно короткая, но насыщенная событиями биография не раз становилась предметом изучения историков и искусствоведов, однако до конца разгадать загадку этой интересной, во многом трагической фигуры пока не удалось, многие повороты ее судьбы вызывают массу вопросов и сегодня.
Родилась Марина Цветаева 26 сентября 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это нашло отражение в произведениях поэтессы.
Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева – одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии.
Марина родилась в очень интеллигентной семье.
Ее отец — Цветаев Иван Владимирович, профессор Московского университета, работавший на кафедре теории искусств и всемирной истории, известный филолог и искусствовед, занимал должность директора Румянцевского музея, большую часть своей жизни посвятил Музею изящных искусств имени Александра III (сейчас – Музей имени Пушкина).
Первый брак профессора, женившего уже в достаточно солидном возрасте, был удачен, однако после рождения двоих детей его молодая жена скоропостижно скончалась, и Иван Цветаев женился второй раз, на Марии Мейн, пианистке, которая происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи.
Первые стихи девочка написала еще в шестилетнем возрасте, причем писала не только на русском, но и немецком и французском языках. Детство и юность Марины отчасти прошли в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии, Франции. Она росла и воспитывалась под надзором бонн и гувернанток.
В 16 лет закончила гимназию и уехала в Париж, где продолжила образование по специальности “старофранцузская литература”. Там она написала стихотворение, которое называется «В Париже».
Дома до звёзд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Всё та же тайная тоска.
…
Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана,
Как там, в покинутой Москве.
…
В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль, как прежде, глубока.
В мае 1911 года Марина знакомится с Сергеем. Ему было семнадцать, ей восемнадцать. Все было, как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (то ли в шутку или всерьез?): если молодой человек найдет и подарит ей любимый сердолик, то она выйдет за него замуж. Он нашел на пляже розовый сердолик и преподнес его поэтессе. Через полгода Марина и Сергей поженились. Ему, любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: “Сережу я люблю бесконечно и навеки…Я постоянно дрожу над ним…Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой родной на всю жизнь.”ъ
Спустя некоторое время у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля), а потом и Ирина.
Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии, воевал против большевиков, поэтому после Революции покинул Москву и отправился на юг, принимал участие в обороне Крыма и эмигрировал после окончательного разгрома армии Деникина.
Марина Цветаева оставалась с двумя детьми в Москве, семья осталась буквально без средств к существованию и была вынуждена продавать личные вещи, чтобы прокормиться. Несмотря на все усилия Марины Ивановны сберечь младшую дочь не удалось – Ира умерла в трехлетнем возрасте от голода в приюте, куда ее отдала мать, надеясь, что там ребенок будет лучше питаться, чем в холодной московской квартире. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре.
Нищета, унижение, бесправие окружили поэта со всех сторон, и лишь с помощью нескольких друзей, помогавших ей материально, она могла сводить концы с концами. “В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке”, – вспоминала Марина Ивановна. У Сергея заработки случайные. Найти же постоянную работу невозможно – Франция охвачена безработицей.
Марина Цветаева, биография которой пестрит несчастьями, сталкивается с ещё одной трагедией. 15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину, но там она была арестована. 10 октября того же года из Франции в Россию бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, где также был арестован и расстрелян 16 октября.
Дочь Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.
Арест дочери и мужа в 1939 году подкосили Цветаеву, она с сыном осталась одна. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Марина возвратилась на родину последней. По возвращении она жила в Подмосковье на даче НКВД, расположенной в Болшеве.
После начала Второй мировой войны, после эвакуации в Елабугу 31 августа 1941 года, Марина Ивановна Цветаева повесилась в сенях домика, выделенного для них с сыном, написав в записке «Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».
После смерти Цветаевой ни папу, ни Алю Григорий никогда больше не увидел. Сергей Эфрон был расстрелян еще в конце июля. Ариадна будет реабилитирована только в 1955 году, вернется в Москву, но брата в живых уже не застанет – в июле 1944 года он умрет в госпитале от смертельного ранения.
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге.
Когда Марина была маленькой, то они семьей часто отдыхали летом в городе Таруса, что расположен на берегу Оки.
Будучи в эмиграции Марина Ивановна написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, на берегу Оки, поставили, с тарусской каменоломни, камень.
На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса, согласно воле Цветаевой, установлен камень (тарусский доломит) с надписью: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала—тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет—
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь—могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
К сожалению, Марина Ивановна не дождалась признания при жизни. Ей пришлось и голодать, и зарабатывать редкими переводами, ее выступления, сборники и творческие вечера не были оценены по достоинству современниками.
В настоящее время Цветаева по праву считается одним из самых ярких представителей Серебряного века русской поэзии, ее стихи очень популярны, многие из них были положены на музыку и стали известными романсами.
Читать ее стихи и поэмы между делом нельзя. Поэзия Цветаевой требует встречной работы мысли. Но стихи ее узнаешь безошибочно: по особым, неповторимым ритмам, необщей интонации.
Она были зеркалом и совестью своего времени, в её стихах – наше прошлое и настоящее. Она всегда останется для нас светлым облачком, радугой после дождя.