19 февраля – 200 лет со дня рождения К. Д. Ушинского (1823 – 1871)

19 февраля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского – одного из основателей российской педагогики. Президент РФ В. В. Путин в ходе встречи с представителями общественности в 2021 году заявил: «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского – будет посвящён в нашей стране педагогам и наставникам. Год учителя, год педагога».

Трудно назвать другого преподавателя дореволюционной России, пользовавшегося таким же авторитетом, такой же любовью учителей, детей и их родителей, как Константин Дмитриевич Ушинский. Этот человек совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России. Для зарождающихся народных школ Ушинский разработал гениальные по своей простоте и доступности учебники, а для их учителей – целый ряд замечательных руководств. Его перу принадлежит множество педагогических трудов, среди которых «Человек как предмет воспитания», статьи «О пользе педагогической литературы», «Три  элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и др.

Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.

Детство и юность

Родился Константин Ушинский  в Туле 19 февраля в 1823 году в семье мелкого дворянина – отставного офицера, ветерана войны 1812 года. Детство он провел в городке Новгороде-Северском, расположенном в Черниговской губернии, в небольшом родительском имении, куда отец был направлен работать судьей. Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось 12 лет. После окончания местной гимназии Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием. Через два года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук в юридическом лицее Ярославля. Константин пропагандировал прогрессивные взгляды, старался держаться со своими учениками на равных, избегал формальностей во время занятий, и это не нравилось его начальству, за ним негласно надзирали. В 1849 году Ушинского уволили за «беспорядки» среди студенческой молодежи.

Начало педагогической деятельности

Константин Ушинский вынужден был работать на мелкой чиновнической должности в Министерстве внутренних дел. Такая деятельность его не удовлетворяла и даже вызывала отвращение (об этом он сам писал в своих дневниках). Самое большое удовольствие писатель получал от литературной работы в журналах «Библиотека для чтения» и «Современник», куда помещал свои статьи, переводы с английского и обозрения материалов, изданных в иностранных печатных СМИ. В 1854 году Константин Ушинский начинает работать учителем, потом инспектором Гатчинского сиротского института, где он проявляет себя как прекрасный педагог, знаток основ воспитания и образования.

Труды

Под влиянием развития общественно-педагогического движения в 1857-1858 гг. Ушинский пишет в «Журнале для воспитания» несколько своих статей, которые стали поворотными в его судьбе, к нему сразу пришли авторитет и слава. В 1859 году он получает должность инспектора Смольного института благородных девиц. В этом известном заведении, тесно связанном с царской семьей, в то время процветала атмосфера заискивания и угодничества. Все обучение проводилось в духе христианкой морали, что в итоге сводилось к привитию светских манер, преклонению перед царизмом и минимуму реальных знаний.

Реформы

Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. В это время были приглашены лучшие педагоги – методисты по литературе, географии, истории и т. д. Интересным решением было введение им двухлетнего педагогического класса сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также вводит в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получают право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей.

Детская хрестоматия

 В это же время, в 1861 году, Ушинским была создана хрестоматия «Детский мир» по русскому языку для младших классов в двух частях, куда вместился и материал по естествознанию.

В 1860-1861 гг. он занимается редактированием «Журнала министерства народного просвещения», полностью меняет там малоинтересную и сухую программу и превращает его в научно-педагогический журнал. К. Д. Ушинский пишет и помещает в журналы достаточно реакционные статьи. За такое своеволие автор не мог не поплатиться. На него началась травля, коллеги обвинили его в политической неблагонадежности и свободомыслии.

Опыт в Европе

 В 1862 году К. Д. Ушинского увольняют из Смольного института. А потом Царское правительство отправляет его за границу в длительную командировку для изучения европейского женского образования. Ушинский воспринимает эту поездку как ссылку. Однако он принимается за дело, изучает все с большим интересом и посещает ряд европейских стран.

Последние годы

Вернувшись в Россию в 1867 году, Ушинский приступает к литературной деятельности. Им написаны «Родное слово» и «Детский мир». В первой книге имелись и методические материалы по предмету «словесность», специально для учителей и родителей. Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогики, их переиздавали сотни раз.

Среди произведений педагога была и художественная проза, представленная детскими рассказами и сказками – «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы» и др. Эти книги пополнили классику русской литературы.

Итогом всей педагогической деятельности Ушинского стал труд «Человек как предмет воспитания», над которым он работал по возвращении в Россию. К сожалению, он так и не смог завершить работу над книгой. При жизни Константина Дмитриевича издали два тома антропологических исследований, отрывки из которых часто встречаются в виде цитат в научных работах современных авторов.

В последние свои годы он выступал как общественный деятель. У него вышло много статей о воскресных школах и о школах детей ремесленников.

Скончался великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский 3 января 1871 года в Одессе.

Библиография Константина Ушинского:

1847 – Лекции в Ярославском лицее

1856 – О народности в общественном воспитании

1857 – Три элемента школы

1857 – О пользе педагогической литературы

1858 –  О средствах распространения образования посредством грамотности

1858 – Школьные реформы в Северной Америке

1858 – Внутренне устройство североамериканских школ

1859 – Письма о воспитании наследника русского престола

1867 – Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Том I

1869 – Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Том II

1870 – Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»

Цитаты К. Д. Ушинского о методах и средствах воспитания

  • Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.
  • Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
  • Страх — это самое угнетающее из человеческих чувствований.
  • Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека.
  • Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.
  • Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины.

 

Top