22 июля – 145 лет со дня рождения Януша Корчака, польского педагога, писателя, врача

В 2023 году, в Год педагога и наставника, отмечается 145 лет со дня рождения Януша Корчака, выдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля.
Имя Януша Корчака звучит как символ самоотверженности и служения детям.

 

 

Биография
Родился Януш Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмидт) в Царстве Польском (Российская империя), в Варшаве, 22 июля 1878 года в интеллигентной еврейской семье. Школьные годы будущего педагога прошли в Варшаве, в русской гимназии.
В 15 лет Генрик начал подрабатывать репетиторством. В 1898 г. он поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Уже в ранней юности его очень интересовали проблемы педагогики. Летом 1899 г. он специально ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогическим наследием Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересовался постановкой дела в школах и детских больницах.Получив диплом врача в 1903 г., он в 1904-1905 гг. принимал участие в русско-японской войне в качестве военврача. В 1903-1911 гг. он работал в еврейской детской больнице воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам. В 1907 г. Корчак в течение года учился в Берлине: слушал лекции по педиатрии и проходил практику в детских клиниках, знакомился с работой различных медицинских и воспитательных учреждений.
В 1911 году Корчак оставил профессию врача и основал «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914−1918 гг.) до конца жизни. Дом существовал исключительно на частные пожертвования. В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства. Его педагогическая деятельность была основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления.
С 1914 г. Я. Корчак служил ординатором полевого госпиталя русской армии, вместе с госпиталем он прошёл по фронтам, – от Восточной Пруссии до Тернополя. Именно на фронте он написал свою самую главную педагогическую книгу – «Как любить ребёнка».
Весной 1917 г. его командировали для работы врачом в польских и украинских детских приютах. С 1918 г. он первым из педагогов начал выступать на радио с просветительскими беседами на темы воспитания, прежде всего семейного воспитания. Его «радио-псевдоним» – «Старый Доктор» – знала вся Польша.
Его приглашали читать лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах; он выступал консультантом в суде по делам малолетних преступников, сотрудничал с журналами. В 1919–1936 гг. он также принимал участие в работе интерната «Наш дом» («на Белянах»), – детского дома для польских детей. В 1926–1932 гг. редактировал еженедельник «Малое обозрение», все номера которого создавались детьми.
В начале Второй мировой войны Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. В 1940 г. «Дом сирот» был перемещён в Варшавское гетто. В гетто Януш Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Все предложения вывести его из гетто он отклонил.
В августе 1942 г. пришёл приказ о депортации Дома сирот. Корчак пошёл вместе со своей верной помощницей Стефанией Вильчинской (1886–1942), другими воспитателями и примерно двумястами детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинка. Он отказался от предложенной лично ему свободы, и предпочёл остаться с детьми и другими сотрудниками, приняв с ними смерть в газовой камере. Это случилось предположительно 7 августа 1942 года.

Педагогическое наследие Януша Корчака
Печататься Корчак начал в 1898 году, тогда же он взял и свой псевдоним Януш Корчак, под которым он навсегда вошел в историю. Из-под его пера вышло огромное количество произведений.
Одна часть литературного наследия Корчака – педагогические книги: «Воспитательные моменты», «Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение», «Шутливая педагогика», «Дети улицы», «Правила жизни» и другие.
Другая часть его творчества – художественные произведения для детей: цикл лирических очерков «Лето в Михалувке», повести «Когда я снова стану маленьким», «Слава», «Кайтусь-чародей», сказки «Король Матиуш Первый» и «Король Матиуш на необитаемом острове».
В своих произведениях писатель разоблачает несправедливость и фальш, окружающие ребёнка в обществе. Он возвращает взрослых читателей в мир детства, учит их понимать детей, видеть в ребёнке человека с богатым внутренним миром, любить и уважать его.
Все его произведения объединяет общая идея – ребенок достоин уважения и любви, как и любой член общества. Уважение – это то чувство, которое не связано с умилением, это уважение прав, потребностей ребенка.
В своих трудах Корчак развивает гуманистические идеи, основанные на доброте, доверии, свободе. Он призывает заботиться о детях, проявлять уважение, давать свободу.
Жизнь и деятельность Я. Корчака была и остаётся воспитательным примером для современных родителей, лиц и учреждений, осуществляющих опеку и попечительство детей; его идеи не потеряли актуальности для организации современной социально-педагогической работы с ними и нашли отражение в наши дни в деятельности его последователей.
Педагогические идеи Корчака сыграли важную роль в разработке Конвенции о правах ребёнка, принятой ООН в 1989 г.

Высказывания педагога:
– «Самая страшная ошибка – считать, что педагогика – наука о ребёнке, а не о человеке. Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей».
– «Детей нет – есть люди. Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».
– «Доверчивость, вера в людей не то ли это добро, которое можно сохранить и развить в противовес злу, которое порой нельзя устранить, а можно лишь, да и то с трудом, приостановить в развитии?». /Януш Корчак/

Алтайская межпоселенческая библиотека предлагает своим читателям
познакомиться с педагогическими трудами Я. Корчака,
имеющимися в фонде библиотеки:

Корчак, Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / Я. Корчак; [авт. примеч. Е.С. Рубенчик; пер. с польского К.Э. Сенкевич]. — М.: Политиздат. – 1990. — 493 с.

Особое место среди произведений Януша Корчака занимает научно-популярный труд «Как любить ребёнка», который он начал писать на войне среди грохота орудий, в полевом госпитале. Эта книга является ярким примером мировой педагогики. Это библия для родителей и педагогов, книга учит настоящей любви, без систем и специальных методик. В ней не приводятся дидактические наставления, разработанные правила для руководства в педагогической практике. Это книга педагогического опыта и наблюдательности, наполненная огромной любовью к ребенку. Преподаватель, по Корчаку, «…сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать воспитать, научить». Наставник вместе с ребёнком должен радоваться, грустить, доверять и любить.
Главное профессиональное качество по Корчаку – это доброта. Книга «Как любить ребёнка» и сегодня не потеряла своей актуальности. Она является путеводителем в решении многих проблем семейного воспитания, так как от родителей зависит, в какой степени их ребенок вырастет успешным человеком.

Корчак, Я. Правила жизни: педагогика для детей и взрослых/ Януш Корчак. – М.: ИОКЦ «Детство. Отрочество. Юность», 2012. – 160 с.: ил.

Труд Я. Корчака «Правила жизни» пронизан духом гуманизма, любовью к детям. Публицистические размышления о принципах, которыми дети и юношество должны руководствоваться в своих жизненных поступках.
Автор, говоря о воспитании, отдаёт идее справедливости большую роль. Педагог подчеркивает важность правильного поведения родителей. Признание ценности каждого человека, учет мнения ребенка – приоритетные гуманистические идеи Корчака, реализуемые в книге «Правила жизни».

Приглашаем вас посетить библиотеку и познакомиться с данными изданиями.
Библиотека находится по адресу: с. Алтайское, ул. Советская 122/1.
Тел.: 8(38537)22-6-48.
Режим работы в летнее время: понедельник – пятница с 10.00 до 18.00 ч.,
суббота, воскресенье – выходной

Top