22 января – 125 лет со дня рождения Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 – 1948)

22 января исполняется 125 лет со дня рождения гениального советского кинорежиссера, основателя Российского кино Сергея Михайловича Эйзенштейна. Вам наверняка знакомы величайшие киноленты всех времен, созданных благодаря мастерству Сергея Михайловича, это «Броненосец «Потёмкин» и «Александр Невский». Детство
Сергей Эйзенштейн родился в Риге 22 января 1898 года.
Он получил хорошее домашнее образование: изучал три языка — английский, французский и немецкий, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры. Позже он отмечал, что «это оказалось все нужным и полезным не только для себя, но и для других».
Его детство прошло в Риге и Петербурге. В 1912 году его родители развелись: мать уехала в Петербург, а отец с сыном остались в Риге. В 1915 году юноша окончил реальное училище и переехал в Петроград, где поступил в Институт гражданских инженеров, ныне Архитектурно-строительный институт.
Революция и первые шаги в творчестве
Октябрьская революция не дала Эйзенштейну окончить институт. Вскоре после установления советской власти, весной 1917 года Сергея Эйзенштейна призвали на военную службу и зачислили в школу прапорщиков инженерных войск, в марте 1918 года он вступил в ряды Красной армии. На службе Эйзенштейн прошел путь от телефониста до помощника младшего прораба, был техником-строителем, сапером. Он участвовал в самодеятельности — работал художником-декоратором, актером и режиссером.
В 1920 году на Минском фронте Эйзенштейн познакомился с преподавателем японского. Незнакомый язык настолько увлек его, что он решил стать переводчиком и поступить на отделение восточных языков Академии Генерального штаба.
Однако после демобилизации он нашёл работу художника-декоратора в Первом рабочем театре Пролеткульта. Театры пролеткульта ставили целью создать новое театральное искусство, соответствующее духу революции. В 1922 году Эйзенштейн окончил режиссёрские курсы, которые вёл легендарный театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд. После нескольких экспериментов в театральной режиссуре Эйзенштейн решил попробовать себя в кино.
Первые работы
В 1923 году Эйзенштейн запланировал серию немых фильмов из семи частей под общим названием «От подполья к диктатуре». Работа началась с пятой части под названием «Стачка». Эта лента получила положительные отклики в России и на Западе. В 1924 году Эйзенштейн получил за неё серебряную медаль Парижской выставки. Следующая часть эпопеи должна была называться «1905 год». По замыслу режиссёра и сценаристов фильм должен был состоять из инсценировок всех важнейших событий 1905 года.

Из-за нехватки времени и средств было инсценировано только одно событие, восстание на броненосце «Потёмкин». Соответственно, фильм вышел под названием «Броненосец «Потёмкин». Во время создания знаменитой ленты режиссер собственноручно раскрасил в красный цвет флаг на кинопленке. Именно его поднимали над судном восставшие матросы, это был первый цветной российский фильм. Его премьера состоялась 18 января 1926 года. Фильм имел оглушительный успех и в СССР, и за его пределами. Независимо от своих политических воззрений критики отмечали мастерство режиссёра и силу идей, переданных в киноленте. Эйзенштейну не удалось создать цикл из семи картин. К двум успешным кинолентам режиссёр добавил ещё одну – «Октябрь». Кинокартина «Октябрь» стала первым художественным фильмом, в котором появился образ Ленина. Его сыграл рабочий металлургического завода Василий Никандров. Эйзенштейн реализовал свою концепцию новой режиссуры: кино без главных героев и выраженного драматургического сюжета, Она также была успешной, хотя и не получила таких высоких наград.
Мечта сбылась
В 1928 году Эйзенштейн исполнил свою давнюю мечту — отправился за границу. Вместе с актером Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ режиссер объездил всю Америку и Европу. Он читал лекции в университетах Лондона, Амстердама, Брюсселя и Гамбурга, выступал в эфире берлинского радио. В штатах Эйзенштейн заключил контракт с компанией Paramount Pictures — планировалась экранизация «Американской трагедии» Теодора Драйзера. Позднее режиссер приступил к работе над фильмом «Да здравствует Мексика!», в создании которого принимали участие Чарли Чаплин, режиссёр Джей Лейда и литератор Эптон Синклер. После того как было отснято 75 тысяч метров пленки, съемки пришлось завершить — Иосиф Сталин направил Эйзенштейну официальную телеграмму с просьбой вернуться в СССР. Фильм так и остался неоконченным. На Западе Эйзенштейн не завершил ни одной своей работы, но получил ценный опыт, позволивший режиссёру перейти от немого кино к звуковому.
После возвращения в Советский Союз в 1932 году Сергей Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью — его назначили заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии. Эйзенштейн составлял программу по теории и практике режиссуры, писал статьи. В 1935 году Эйзенштейн получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Последние годы жизни
В 1938 году вышел в прокат фильм «Александр Невский» и обошёл по популярности все предыдущие работы Эйзенштейна. Его успех был сравним только с успехом ленты «Чапаев». В годы Великой Отечественной войны «Александр Невский» стал одним из символов веры в победу над сильным врагом. За фильм Эйзенштейну присудили орден Ленина и степень доктора искусствоведения.
В годы войны Эйзенштейн работал над своей последней картиной «Иван Грозный». Первая часть фильма вышла в 1945 году — режиссера удостоили Сталинской премии. Доснять вторую часть Эйзенштейн не успел. В черновом варианте эта серия вышла только в 1958 году.

Сергей Михайлович умер 11 февраля 1948 года от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
По масштабу и универсальности дарований Сергея Эйзенштейна нередко сравнивают с легендарным итальянским живописцем и ученым Леонардо да Винчи. Художник, педагог, искусствовед, философ, психолог — Эйзенштейн блистал талантом в самых разных областях. Но высот истинного гения он достиг в кино, возвысив лубочное зрелище до уровня подлинного искусства. Монтажные открытия и эксперименты режиссера оказали колоссальное влияние на развитие мирового кинематографа, и по сей день не потеряли своей ценности.

Top