Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры. В России этот праздник является единственным праздником, который одинаково отмечается как в церкви, так и на государственном уровне.
В этот день все вспоминают создателей славянской азбуки – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а также всё, что связано с родным языком, литературой, народными обычаями и традициями.
Во многих городах России проводятся научные конференции, чтения, выставки и концерты. В храмах Русской Православной Церкви совершаются праздничные Богослужения и торжественные крестные ходы.
Праздник славянской письменности напоминает об истоках нашей духовности, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции славянской культуры, о роли письменности в ее становлении и развитии.
Болгарские просветители Кирилл и Мефодий, создали первую славянскую азбуку, которой мы пользуемся по сей день.
Как известно, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного и благочестивого рода и проживали в греческом городе Солунь (ныне Салоники). Они были православными монахами. В историю братья вошли именно под монашескими именами.
Мефодий сделал хорошую военно-административную карьеру, занимал пост наместника в одной из византийских провинций. Но через десять лет он оставил службу и постригся в монахи.
Кирилл с малых лет проявлял большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки. Продолжил он обучение в Византии в Константинополе, где изучил математику, риторику, знал очень много языков, читал мудрые книги. За это его называли Философом.
По окончании обучения Кирилл получил должность хартофилакса (хранителя книг и документов в церковной библиотеке) при храме Святой Софии в Константинополе.
Первыми из славянских народов, обратившихся к христианству, были болгары и сербы. После того, как были просвещены Болгария и Сербия, в Константинополь явились послы от Моравского князя Ростислава с просьбой обратить и их к христианству, объяснить им христианскую веру на их родном языке (Моравия – исторический регион Чехии).
В 863 году Византийский император направил Кирилла и Мефодия в Моравию. Но сначала братья на основе греческого алфавита составили первую славянскую азбуку, добавив новые буквы, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему.
А затем перевели богослужебные книги, Евангелие, Апостол, Псалтирь, на славянский язык, ибо «проповедовать только устно, по словам святого Кирилла, все равно, что писать на воде». Тем самым были заложены основы славянской письменности и культуры.
Первыми словами, написанными славянской азбукой, были начальные строки пасхального Евангелия от Иоанна:
В начале было Слово,
И Слово было у Бога,
И Слово было Бог
Совершение богослужения и чтение Евангелия на славянском языке скоро привлекли к ним сердца моравов и дали им перевес над немецкими проповедниками. До Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твёрдое убеждение, будто только три языка являются достойными для богослужения и написания книг: древнееврейский, греческий и латинский. Солунские же братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков.
Кириллу и Мефодию на пути просвещения славян пришлось столкнуться со многими трудностями. Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма и требовавшего, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке.
В 866 году братья с тремя учениками-славянами отправились в Рим. Их путь в Италию лежал через Болгарию, поэтому по пути они распространяли христианство и среди болгар. Лишь через полтора года добрались Кирилл и Мефодий до Рима. Папа Римский не только одобрил переводы Библии и других богослужебных книг, но и разрешил совершать славянские службы в церквях Рима.
В 869 году Кирилл тяжело заболел и умер 14 февраля. Мефодия Папа Римский назначил архиепископом Моравии. Священниками стали и трое учеников, пришедших с братьями в Ватикан.
Находясь на этом посту, святой Мефодий продолжал утверждать богослужение на славянском языке, им многое сделано для просвещения славян с помощью книжной письменности. Закончил свое высокое земное служение первоучитель словенский Мефодий 8 апреля 885 года.
«Кириллица» прочно утвердилась для славян в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь. К нам письменность пришла в конце 10 века, после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. И уже к концу X века тысячи людей читали и писали на старославянском языке.
Кириллица в несколько изменённом виде до сих пор используется русскими, белорусами, украинцами, сербами, болгарами и другими народами, причём не только славянского происхождения. Это, например, относится к письменности народов, проживающих на территории Северного Кавказа (черкесов, осетин, кабардинцев, балкарцев) и Зауралья (коми, манси).
Азбука русского языка претерпела много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли, другим же удалось сохранить своё место. Сейчас для письма мы используем только 33 буквы.
В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века, когда Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. Днем памяти святых является 24 мая.
Духовный подвиг святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия засвидетельствован в литературе, в похвальных словах и религиозных гимнах, в старинных церковных службах и песнопениях, на иконах и в росписях храмов, в художественной прозе, в стихах и в многочисленных ученых трудах.
В России первые чествования славянского слова прошли в Москве в 1863 году, в связи с 1000-летием со дня создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием.
В годы советской власти этот праздник был забыт. Идея возобновления Дней славянской письменности и культуры в Советском Союзе родилась в 1985 году, когда славянские народы отмечали 1100 лет со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского.
И впервые он был проведен в 1986 году в Мурманске. Ежегодно для празднования избиралась новая «столица» праздника. С 2010 года ежегодной столицей Дней славянской письменности и культуры стала Москва.
В 1992 году в Москве, на Славянской площади был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти. На памятнике написано по-старославянски: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия».
В 1994 году посланцами Фонда славянской письменности и культуры во славу и честь Кирилла и Мефодия на их родине в Салониках был установлен Поклонный крест. Такие кресты установлены во многих городах России.