8 февраля – День российской науки. День рождения Д.И. Менделеева

Ежегодно 8 февраля российское научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник – День российской науки. В этом году праздник отмечен сразу двумя юбилейными событиями:300 лет со дня основания Российской академии наук и 190 лет со дня рождения ученого-энциклопедиста, выдающегося химика Д.И. Менделеева.
Начнем со вклада в науку Дмитрия Ивановича Менделеева (1834 – 1907). Он известен всему миру, его вклад в отечественную и мировую науку огромен. Действительно, главным и наиболее известным открытием считается периодический закон и периодическая таблица, которую все мы знаем как таблицу Менделеева. Попытки систематизировать химические элементы были и во Франции, и в Англии, и в Германии. Но в них не было главного – периодического закона.
Дмитрий Иванович был не только химиком (только 10% его научных работ посвящены химии), он был очень разносторонним, увлеченным человеком и интересовался разными областями наук. О его исследованиях ходят легенды.
В отечественной науке практически невозможно найти отрасли, которая не была бы связана с именем Дмитрия Ивановича Менделеева.
Проблемам переработки нефти он посвятил около 150 работ.
Благодаря работам Менделеева:
 Стали использоваться цистерны по перевозке нефти по ж/д.
 Разработал систему непрерывной перегонки нефти и доказал, что нефть не надо сжигать ради тепла. «Сжигать нефть – все равно что топить печку ассигнациями».
 Доказал, что после выделения бензина/керосина остаются очень полезные для промышленности смазочные масла, благодаря чему Россия стала главным экспортером масел.
 Популяризировал нефтепроводы, без которых сейчас невозможно представить эту отрасль промышленности.
 Изобрел танкеры (ранее возили деревянными бочками на баржах), нефть стали заливать в трюм, благодаря чему она значительно подешевела.

Исследование Крайнего Севера:

 Он написал более 40 научных трудов об арктическом мореплавании.
 Принял активное участие в создании проекта ледокола (будущий «Ермак» – дедушка ледокольного флота).
 Им был намечен морской путь, проходящий вблизи Северного полюса.
 Его именем названы подводный хребет в Северном Ледовитом океане и научно-исследовательское океанографическое судно.

Дмитрий Иванович Менделеев, констатируя и оценивая свою многолетнюю деятельность, называл «три службы Родине»:
 Плоды моих трудов — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую…
 Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство… Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность…
 Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности…
На личном примере Дмитрия Ивановича Менделеева – патриота, которого отличала широчайшая эрудиция и интерес к самым разным сторонам человеческой мысли, невероятное трудолюбие и преданность науке – мы можем оценить роль российских учёных и науки в целом в развитии нашей страны, что позволяет России занимать достойное место в мире.

300 лет назад была создана российская Академия наук и художеств, по именному указу императора Петра I правительствующему Сенату от 28 января (8 февраля) 1724 года. Одна из последних по времени реформ государя заложила прочную основу структуры, которая на многие столетия стала фундаментом развития научной мысли в России.
Три модели организации науки
К тому моменту в Европе существовало три модели организации науки, которые были представлены:
 Лондонским королевским обществом
 Французской академией наук
 Научным обществом в Берлине.
Царь-реформатор внимательно изучил каждый из имеющихся вариантов, посещал Лондон и Париж, но не стал слепо копировать какой-либо единственный идеальный «образ».
Выбор Петра I
Петр соединяет в одном учреждении научные и учебно-просветительские функции и создает Академию наук вместе с университетом и гимназией. Сложно сказать, по какому пути могло пойти дальнейшее развитие академической структуры, если бы не смерть императора в начале 1725 года, но контуры замысла были прочерчены достаточно ясно самим указом:
Университет открывается для обучения юношества наукам;
Академия открывается для работы «ученых мужей» по накоплению и преобразованию знаний;
Академия и Университет – две части единой организации, которые работают совместно.
Кто такой Блюментрост?
Непосредственным автором проекта создания Академии, и ее первым президентом стал Блюментрост, лейб-медик государя, управляющий императорской библиотекой и кунсткамерой. Император считался верховным руководителем Академии, но ей предоставлялось право выбора себе пожизненного или сменявшегося через год или полгода президента. Академия имела также право избрания своих членов.
Уже после смерти Петра Великого 20 ноября 1725 года Екатерина назначила Блюментроста президентом Академии, а спустя месяц прошло первое публичное собрание Конференции Академии наук. Именно это событие некоторые историки считают Днем создания Академии.
Три направления Академии
За короткий срок удалось наладить работу Академии по трем основным направлениям:
 математическому
 физическому
 гуманитарному.
В свое распоряжение Академия получила коллекцию Кунсткамеры. Были созданы Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты, граверная мастерская. В 1725 году был учрежден Типографский приказ, который занимался изданием научной литературы и документов академии. Спустя 12 лет после основания академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал:
Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда.
Структура Академии
В штат Академии входило пять профессорских должностей и столько же адъюнктов, предназначенных исключительно для преподавания в академическом университете, но в реальности преподавателей всегда не хватало. Каждый академик должен был составить учебное руководство для юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить его место.
Поэтому неизбежным результатом развития Академии наук стало появление русских ученых и профессуры, получившей образование в лучших университетах Европы. Первым русским адъюнктом стал В. Е. Адодуров, первым профессором из уроженцев России – Г. В. Рихман, первыми русскими профессорами – М. В. Ломоносов и поэт В. К. Тредиаковский. Именно Ломоносову было суждено стать борцом “с немецким засильем” в Академии, точнее в Академической Канцелярии, которая долгое время управлялась Иоганном Даниэлем Шумахером.
Так зародилось учреждение, которое в настоящее время составляет предмет заслуженной гордости всего российского научного сообщества.
В читальном зале Алтайской межпоселенческой библиотеки ко Дню российской науки подготовлена книжная выставка «Наука открывает тайны». На выставке представлена литература о российских ученых, их открытиях, книги с занимательными фактами, опытами, задачами по алгебре, геометрии, физике, астрономии, которые вызовут интерес у любого читателя, книги о том, как можно использовать научные знания в быту, в повседневной жизни.
Один раздел выставки посвящен русскому ученому Д.И. Менделееву, автору Периодической системы химических элементов, которому 8 февраля исполнилось 190-лет со дня рождения.
Выставка будет работать до конца февраля.

Top