Алтайская межпоселенческая библиотека продолжает знакомить читателей с фольклорными праздниками в онлайн – рубрике «Фольклорный календарь – 2022», посвящённой Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. И сегодня мы поговорим о валенках.
16 февраля мы отмечаем День валенок. Этот вид обуви, наряду с балалайкой, матрешкой и пельменями, прочно ассоциируется у иностранцев с Россией. И хоть вид у валенок незамысловат, они заслуживают и внимания, и уважения.
Откуда начали свой путь валенки?
Валенки принято считать исконно русской обувью. Но так ли это на самом деле? Славяне времен Киевской Руси носили обувь из кожи (сапоги) и лыка (лапти). На русском Севере можно было встретить меховую обувь – унты. А вот обувь из войлока носили степняки и народы, населявшие Сибирь, у которых наши предки и позаимствовали эту технологию.
История валенок начинается с 4 века до нашей эры – именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана. Не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами.
Одно из первых упоминаний о “войлочных сапогах” есть в “Слове о полку Игореве” (XII век). Первая русская обувь из войлока, вероятнее всего, была сшитой или скроенной и имела хотя бы один шов. Первые валенки в виде цельного сапога появились в Нижегородской области в конце XIX века. Поговаривают, что ноу-хау принадлежало раскольникам, скрывавшимся в приволжских лесах от царской немилости. Однако это не единственная версия: жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на изобретение валенка.
В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками».
Люди в валенках
На Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом.
Кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства катанок держали в секрете, передавая из поколения в поколение. Поэтому и относились к ней с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил валенки на почетное место возле печи. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.
Не пренебрегали валенками и царские особы. Известно, что Петр I считал валенки эффективным средством в лечении радикулита и похмелья. Зимой после бани и купания в проруби он требовал горящих щей и валенки. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение. Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на свои больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью.
А вот позднее люди известные, дерзавшие на публике появиться в столь эпатажной обуви, вызывали массу кривотолков. Зимой 1912 года Сергей Есенин приехал в Петербург. Когда он впервые появился в светском салоне, то получил весьма холодный прием. Крестьянский самородок, восхищавший Москву не только стихами, но и всем своим народным колоритом, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Очевидцы так описывают скандальный эпизод: “На одном из чопорных приемов, Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: “Какие на вас интересные гетры!”. Все присутствующие покатились со смеху”. Позднее Есенин рассказывал: “Очень мне обидно стало тогда… Ведь я был доверчив, наивен…”
С уважением к произведениям народного промысла относились и многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков здесь корректно держат в тайне.
Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера победили мы благодаря достаточному количеству теплой обувки.
Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
Среди постоянных “носителей” валенок – подразделения МВД, МЧС, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства.
Русские валенки — медалисты международных выставок.
В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес — как и русские пуховые платки.
Фабричные валенки с предприятия Митрофана Смирнова из села Неклюдово появлялись на всемирных выставках в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900 году. Везде они получили золотые и серебряные медали. Традиционная обувь участвовала в международных «смотрах» и после революции — в 1919 году в Париже.
Валенки на модных подиумах
С легкой руки Вячеслава Зайцева традиционная обувь прочно закрепились на модных подиумах. Впервые к своей коллекции он добавил их еще в 1963 году, когда руководил экспериментальной группой швейной фабрики Мособлсовнархоза. Тогда на показах выступали модели в телогрейках и цветных валенках. После этого обувь еще не раз появлялась на модных подиумах. Дефиле в валенках устраивали российские спортсмены на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити 2002 года и студенты на универсиаде в Китае в 2009 году.
Валенки в российских музеях
В России открыты четыре музея валенок: в Москве, Мышкине, Кинешме и мордовском селе Урусово. Здесь есть и офицерские валенки – бурки, которые носили сто лет назад военные милиционеры, и солдатские валенки времен Великой Отечественной войны. На валенках карельских партизан расположены специальные крючки для лыж, а на гусарской теплой обуви из музея Мышкина — шпоры.
Арт-объект «Русский размер»
Самый большой валенок в мире — высотой в шесть метров — сваляли в Санкт-Петербурге. Художница Валерия Лошак работала на протяжении года и потратила на свою валяную скульптуру 300 килограммов овечьей шерсти. На установку шерстяного памятника на набережной Обводного канала понадобилось три дня, его собирали из частей прямо на месте. Войти в арт-объект можно было через специальный вход в пятке, внутри могли поместиться три взрослых человека.
Прежним рекордсменом был валенок из Кинешмы высотой 168 сантиметров. Хранится он в кинешемском Музее валенок.