Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций 15 марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. В этот день в 1962 году впервые в мировой истории президент США Джон Кеннеди сказал: “Потребители, по определению, это все мы. Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно”.
Джоном Кеннеди были провозглашены четыре неотъемлемых права потребителей:
• Право на информацию;
• Право на безопасность;
• Право на выбор;
• Право быть услышанным.
Позже они легли в основу закона: «О защите прав потребителей» во многих странах, включая Российскую Федерацию.
Россия впервые отметила Всемирный день прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги.
Согласно Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года, потребители имеют следующие права:
На просвещение в области защиты своих прав (ст.3)
На надлежащее качество товаров (ст.4)
На безопасность товаров (ст.7)
На информацию (ст.8-10)
На возмещение морального вреда (ст.15)
На судебную защиту (ст.17)
На государственную, общественную защиту (ст.40-46)
Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно мы будем вести себя с продавцом – настолько цивилизованной станет наша система торговли и общественного обслуживания населения.
Потребитель имеет право обменять купленный товар:
1. В течение 14 дней со дня продажи непродовольственного товара.
2. Любой товар можно заменить на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки и комплектации в течение 7 дней.
3. Если товар обменивается на другой, разница в цене перерасчитывается.
4. При отсутствии у продавца товара потребитель имеет право вернуть продавцу товар и получить уплаченную денежную сумму.
5. Требования покупателя об обмене товара будет выполнены, если товар не был в употреблении, сохранены его свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Каждый потребитель должен знать:
Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности. Поэтому, покупая их, обязательно смотрите, не закончились ли сроки их реализации.
Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу не выбрасывайте.
Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:
• безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;
• замены на товар аналогичной модели, марки;
• замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;
• соразмерного уменьшения цены;
• расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.
Помните, что закон начинает действовать только тогда, когда им пользуются. Будут ли продавцы соблюдать наши права как потребителей, зависит от нас, от нашей потребительской грамотности.