Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина подготовила к Году педагога и наставника обзор российских педагогических журналов. Предлагаем познакомиться с ними, перейдя по ссылкам.
В фонде Президентской библиотеке представлена в открытом доступе коллекция «Отечественная периодика в фонде Президентской библиотеки», в которой около 400 наименований отечественных газет и журналов различной тематики за два прошлых столетия. Эти издания дают возможность узнать, чем жила и с какими проблемами сталкивалась система образования в прошедшие времена, сравнить с днём сегодняшним.
В 1872 году автор петербургского журнала «Педагогический листок» (1872) писал: «Педагогическое дело, хотя медленно и даже очень медленно, но всё-таки развивается в нашем обществе». Ему внушало оптимизм, что в среднем и высшем слоях общества начали обращать внимание на такое первостепенно важное дело, как «рациональное воспитание и образование детей».
В современных школах не так уж часто встретишь учителя-мужчину. А вот 250 лет назад картина была иной. Домостроевский взгляд на женщину был ещё силён не только среди «тёмнаго народа, но даже и в высших кругах», сообщается в еженедельном педагогическом журнале «Школьная жизнь» (1873). «Но опыт преподавания учительниц в наших народных школах… уже убедил простой народ, что барышни, как он называет учительниц, учат не хуже мужчины, а ведут себя даже лучше…». Автор утверждал что мягкий и терпеливый характер женщин полезнее для обучения детей, женщины усидчивее на местах, чем мужчины, потому что у них меньше других путей зарабатывать себе на хлеб, «женщины удовлетворяются более скромным жалованьем, чем мужчины».
Познание ребёнком окружающего мира, природы – процесс длительный и сложный. Автор статьи в журнале «Народный учитель» (1909) говорит о том, что нельзя ограничиваться лишь теоретическим преподаванием школьникам предмета «Мироведение»: «Я не могу считать достоянием ребёнка кучи слов, которые влетают в голову, сидят там некоторое время… и так же бесследно и бесполезно исчезают».
Улучшить ситуацию может использование наглядных пособий. Начать знакомство с животным миром автор предлагает с наблюдения за поведением знакомой всем детям кошки; «без наглядности, без наблюдений ребят» этот курс невозможен».
Ещё один очень важный для школьников предмет – русский язык. Русская орфография много раз официально и неофициально менялась на протяжении всей истории языка. В 1708 году Пётр I ввёл гражданский шрифт, а в 1885 году академик Яков Грот создал учебник «Русское правописание», сохранявший актуальность до языковой реформы 1917–1918 годов. В это время у школьников и их родителей появилось недовольство сложными правилами правописания. Например, в 1917 году оренбургский общественно-педагогический и литературный журнал «Учительский вестник» поместил петицию родительского комитета реального училища министру народного просвещения о введении упрощённого русского правописания: «Семь лет учения… значительному числу учащихся не дают ещё возможности достигнуть умения правильно… писать на родном языке, что угнетающе действует как на них, так равно на учителей и родителей…» Эту проблему можно решить «путём упрощения самого правописания, и притом без всякого ущерба для правильности изображения и произношения слов и мыслей».
В журнале «Начальная школа» (1940), Органе Наркомпроса РСФСР, старейшем ежемесячном научно-методическом журнале России, помещён текст доклада заслуженной учительницы, 56 лет проработавшей в школе, орденоносца Александры Дерябиной, объясняющей, как она добивается прочных знаний учащихся. В докладе содержится система дидактических правил, актуальная до сих пор как основа обучения. Первое правило – воспитание внимания учащихся, второе – систематическое развитие их памяти, затем – активное и сознательное усвоение изучаемого, воспитание инициативности, организованности и самостоятельности, повторение для прочного усвоения знаний и т. д.
Изучение этих и подобных периодических изданий педагогической направленности, доступных на портале Президентской библиотеки, позволяет узнать, как со временем менялось преподавание в школе.