Библиотеки Алтайского района присоединились к традиционной Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи. В этом году она проходила с 27 марта по 16 апреля под девизом «Поговорим о финансах на одном языке». Целью проведения Недели финансовой грамотности является содействие повышению уровня информированности детей и молодежи по вопросам личных финансов и развитие навыков грамотного решения финансовых вопросов. Целевая аудитория – дети, молодежь, родители и педагоги. Мероприятия прошли в смешанном формате. В рамках Недели финансовой грамотности для учащихся 8-х классов Алтайской школы № 3 был проведен финансовый гид «В лабиринте семейного бюджета», подготовленный специалистами Алтайской межпоселенческой библиотеки. В ходе мероприятия присутствующие обсудили понятие «Семейный бюджет», выяснили, что составляет доходы семьи и расходы, почему нужно бережно относиться к бюджету семьи, а также узнали, что бюджет может быть положительным, дефицитным и сбалансированным. Чтобы закрепить знания по пройденной теме, учащиеся, разделившись на 3 команды, приняли участие в различных конкурсах, отвечали на вопросы викторины. В обучающей игре «Семейный бюджет» им была предложена ситуационная задача, исходя из которой, нужно было распределить доходы и расходы по основным статьям бюджета. Задача команд состояла в том, чтобы правильно распределить доходы и расходы, при этом сэкономив деньги на непредвиденные расходы. В заключение мероприятия был сделан обзор книг «Будь с деньгами на ты!», знакомящий с основами финансовой грамотности.
Деловая игра «Деньги, денежки, копейки», подготовленная специалистами Алтайской детской районной библиотеки, прошла для учащихся 5 класса школы № 3. Просмотрев мультфильм «Про деньги», ребята познакомились с историей их появления, узнали, как возникли слова «рубль», «копейка», «алтын» и др. Затем игроки располагали старинные монеты в порядке их номинальной стоимости от копейки до рубля, путешествуя по странам и континентам определяли местную валюту, вспоминали литературные деньги, разгадывали ребусы, собирали денежные пазлы, разгадывали кроссворд и анаграммы.
Для родителей воспитанников школы раннего развития «Дошкольник» детско–юношеского центра специалистом Алтайской детской районной библиотеки была проведена информминутка «Финансовая безопасность». Участники встречи узнали, какие виды финансового мошенничества существуют, и получили полезные советы о том, как на это реагировать и как избежать потери денег со своего счета.
Финансовый квест «Секреты копилки» собрал ребят 3–х классов школы № 1 и № 5. Специалист Алтайской детской районной библиотеки познакомила участников с историей появления денег на Руси. Затем юные финансисты попробовали распорядиться семейным бюджетом: заработав монеты, учились правильно их тратить, в игровой форме узнали, что такое налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный налог (ЕСН), расходы, благотворительность, и т.д. Ребята активно отвечали на вопросы викторины, разгадывали ребусы, решали финансовые задачи и попробовали проявить себя в роли рекламодателей. К мероприятию была оформлена книжная выставка «Что такое деньги».
Айская модельная библиотека-филиал для учащихся 4-х классов Айской школы подготовила познавательную игру «Путешествие в мир финансов». Разделившись на две команды «Экономисты» и «Банкиры», ребята отправились в путешествие в мир финансов с просмотра видеофильма об «Истории появления денег». Ребята узнали, что соль стала одним из предшественников денег, какие металлы стали денежным средством, в каком учреждении хранятся деньги…
Специалисты библиотеки для ребят 5 «б» класса провели экономическую игру «Мы ребята «деловые». Откуда берутся деньги, за что родители получают зарплату, какую роль играют деньги в жизни человека и как ребята сами могут зарабатывать деньги – об этом рассказала ведущая. Ребята рассказали о профессиях родителей, и какую потребность человека удовлетворяет названные профессии. Отвечая на вопросы ведущего, вспомнили пословицы о труде. Поговорили о профессиях, связанных с экономической сферой – бухгалтер, инвестор, экономист, ревизор, финансист. Мероприятие прошло в игровой форме.
«Богатый – жадный? Добрый – бедный?» – под таким названием в Куяганской сельской библиотеке состоялся диспут для учащихся 5 класса Куяганской средней школы. В ходе диспута ребята дали оценку таким чертам характера, как жадность, скупость, расточительность, щедрость и доброта, пришли к выводу: все зависит от характера и воспитания. Пятиклассники во время мероприятия попробовали рассчитать доходы и расходы своей семьи, высказывались, как и на чем можно сэкономить, чтобы уменьшить свои расходы, заработать или накопить, чтобы повысить свой доход.
В Сарасинской сельской библиотеке для 4 класса Сарасинской средней школы прошла деловая игра «Финансы – это интересно». Ребята прошли по станциям: «Блиц-опрос», «Дополни фразу», «Ребус этот отгадай и монету получай», «Подумай и реши» и др., в ходе которых выполняли разнообразные задания, отвечали на вопросы викторины. Учащиеся продемонстрировали не только хорошие знания финансовой сферы, но и смекалку, находчивость и умение работать в команде. К данному мероприятию была оформлена выставка «В стране финансовых знаний».
Интересно и познавательно для учащихся младших классов прошла финансовая игра «Как разумно тратить карманные деньги» в Верхайской и Нижнекаянчинской библиотеках. На примере игры «Помоги Домовому накопить на планшет» участники мероприятия выяснили, как рационально тратить карманные деньги, узнали о понятии «инфляция» и способах защиты сбережений от нее. Итогом мероприятия стал просмотр мультфильма «Карманные деньги». В Верхайской сельской библиотеке для юношества прошла деловая игра «Семейный бюджет». Ребята при помощи игровых ситуаций закрепляли знания и умения планирования расходов семьи, ведения домашней бухгалтерии, учиться системному анализу несложных экономических расчетов. Научились анализировать посредством выполнения цифрового задания (решения примеров, на расходы и доходы), развивать мыслительную активность при ответах на вопросы: «Как распределить семейные деньги?», так же правильно принимать ответственные решения в той или иной ситуации. Воспитывать организованность, бережливость, умение жить по средствам, то есть уметь экономить, иметь ответственность перед другими членами семьи, за принятое решение.
Россошинская библиотека в рамках Недели финансовой грамотности для детей и молодёжи» провела ряд мероприятий. Для старших классов была проведена финансовая игра «Эффективные финансы», во время которой учащиеся узнали, как лучше копить деньги и разумно их тратить, как планировать и осуществлять крупные покупки, что такое семейный бюджет и как им управлять, как личный финансовый план поможет осуществить задуманное. Также они узнали, что нужно ответственно подходить к сложным вопросам о взятии денег в долг: когда можно брать в долг, а когда лучше накопить самому?
Квест–игра «Дружи с финансами» для учащихся начальных классов началась с беседы о значении финансовой грамотности в современном мире. Затем, разделившись на 3 команды, ребята путешествовали по станциям, где отгадывали загадки, решали экономические задачи, дополняли пословицы, определяли товар и услуги, составляли потребительскую корзину продуктов для семьи. Во время мероприятия дети узнали, что с деньгами надо вести себя разумно, тратить с умом, экономить.
Урок финансовой грамотности «Время и деньги» для учащихся 5 класса начался с рассказа об истории возникновения денег и способов расчетов в разных странах. На мероприятии использовались видеоролики «Деньги любят счет», «История возникновения денег». В завершение мероприятия был проведён тест «Деньги в вашей семье». Анализируя итоги тестирования, участники мероприятия сделали вывод, что культура общения с деньгами – это часть общей культуры человека. К Неделе финансовой грамотности была оформлена выставка «Будь финансово грамотным».
В дни проведения Недели финансовой грамотности в Куячинской сельской библиотеке для учащихся 5-6 классов прошла интеллектуально–познавательная игра «Юные финансисты». Разделившись на две команды, участники мероприятия начали игру с этапа «Шуточные вопросы для акции неслыханной щедрости», в которой ребятам нужно было продолжить фразу. На этапе «Соотнесении валюты со страной» задача состояла в том, чтобы правильно соотнести название валюты со странами. Во время прохождения этапа «Задачи про доходы и расходы» ребятам предстояло решить жизненные ситуации, высчитать доход, расход и сбережения.
Урок – игра «Копейка круглая, смотри, чтоб не укатилась», которая прошла в Нижнекаменской сельской библиотеке для учащихся 8 класса, была посвящена теме семейного и личного бюджета. Участники, разделившись на две команды, разгадывали кроссворды, ребусы, отвечали на вопросы блиц–опроса, приняли участие в мозговом штурме. Как сэкономить деньги, как купить желаемую вещь без больших затрат? Как сделать так, чтобы деньги «водились» в кошельке?! Эти актуальные вопросы были рассмотрены на тематическом часе «Что лучше: копить или тратить?», подготовленном заведующей Нижнекаменской библиотекой. В ходе мероприятия присутствующие выяснили, из чего складывается доход семьи, у каждой семьи он бывает разный. Разобраться с тем, как правильно тратить деньги, помогла презентация «Как спланировать покупки. Учись считать деньги по – взрослому».
О том, как грамотно распоряжаться карманными деньгами говорили в Тоуракской сельской библиотеке.13 апреля 2023 года с детьми от 7 до 12 лет была проведена беседа по финансовой грамотности «Карманные деньги». В ходе беседы из рассказа библиотекаря ребята узнали, как правильно ставить перед собой цели и поэтапно идти к ним, как копить деньги, беречь их, и помогать родителям, сохранять семейный бюджет. Для того чтобы закрепить, полученные знания и поделиться ими с родителями и старшими братьями и сестрами, ребята получили буклеты и памятки «Как правильно распоряжаться карманными деньгами». А для того чтобы каждый смог начать копить деньги, изготовили из картонных втулок и цветной бумаги копилки в виде «Миньона».
В Катунской сельской библиотеке-филиале 2 апреля состоялась квест- игра по финансовой грамотности «Сокровища Фикси-шкатулки» для младших школьников. В игровой форме учащиеся 1-5 классов познакомились с понятиями «финансовая грамотность», «денежные средства», «товар», «цена», проверили свои знания в области финансовой грамотности.
Проведенные мероприятия способствуют повышению уровня информированности детей и молодежи по вопросам личных финансов и развитию навыков грамотного решения финансовых вопросов.