В этом году отмечает своё 320-летие «самый умышленный город» нашей страны Санкт-Петербург. Созданный по проекту императора Петра Великого город с момента своего появления не переставал удивлять современников – скоростью, с которой шло строительство, красотой, достижениями науки и культуры. Именно здесь появилось первое в стране электрическое уличное освещение, здесь же в театре «Аквариум» в 1896 году состоялся первый в России киносеанс – всего через несколько месяцев после знаменитого киносеанса братьев Люмьер в Париже. Здесь появилась в 1914 году первая российская государственная кинофабрика, которая, претерпев череду преобразований и переименований, через два десятилетия превратилась в «Ленфильм».
Фонд Президентской библиотеки позволяет всем желающим прикоснуться к истории нашего кинематографа, изучить историю создания в Ленинграде знаменитых кинокартин, увидеть афиши к фильмам, ставшим визитной карточкой Ленинградской киностудии.
Стоит отметить, что первый российский игровой фильм был снят недалеко от Петербурга, на озере Разлив в 1908 году. Это была картина «Понизовая вольница» (другое название – «Стенька Разин и княжна»). Характерно, что «уже в первые годы своего существования молодой российский кинематограф наряду с популистскими („массовыми“) картинами перенёс на экран десятки произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Л. Толстого», – рассказывает в статье «Петербургское кино и русская культура» писатель Александр Казин.
С 1920-х годов на ленинградской киностудии (название «Ленфильм» появилось только в 1934 году) стали работать Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, которые после экспериментальных театральных постановок и пары короткометражек в 1926 году сняли по сценарию Юрия Тынянова фильм «Шинель», ставший одним из шедевров советского немого кино. В дальнейшем с их именами был связан расцвет «Ленфильма» и в целом кино в стране. Режиссёры сняли трилогию «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона».
Ленинградский кинематограф тех лет – это народный фильм, в котором коммунистические идеи находят отражение в исконно русских чертах характера – жажде общего дела, стремлении трудиться на благо ближнего. В это же время, в 1930 годы, братья Васильевы снимают на «Ленфильме» «Чапаева», В. Петров – «Петра Первого», С. Герасимов – «Семеро смелых». Посмотреть афиши и плакаты к ним можно на портале Президентской библиотеки.
В фонде библиотеки хранятся киносценарий и другие материалы о создании двухсерийной политической драмы режиссёра Фридриха Эрмлера «Великий гражданин» (1937, 1939 годы). В основу сюжета фильма была положена официальная в тот период версия истории жизни и смерти Сергея Кирова.
Ленфильм продолжал работать и в военные годы. В начале Великой Отечественной войны работники киностудии стали выпускать боевые киносборники. На высшем уровне было принято решение эвакуировать «Ленфильм» из города, которому грозило окружение. По имеющимся в фонде библиотеки архивным документам видно, что распоряжения председателя Правительственной комиссии по эвакуации киностудии «Ленфильм», ее работников и оборудования в Казахскую ССР датированы 15 и 17 августа 1941 года. То есть эшелон с кинематографистами успел выехать в Алма-Ату буквально в последние дни перед тем, как сомкнулось кольцо блокады. Работа продолжилась: в военные годы сняли фильмы «Воздушный извозчик», «Актриса», «Небесный тихоход», которые вскоре вошли в золотой фонд студии и полюбились зрителям. К военной теме киностудия города-героя возвращалась и потом. На студии «Ленфильм» были сняты «Дорогой мой человек», «Балтийское небо», «Женя, Женечка и „Катюша“». 359 ленфильмовцев отдали свои жизни на фронте и в осажденном Ленинграде.
Съёмка фильмов, подготовка их к выпуску не всегда проходили гладко даже в мирное время. Так случилось с сериалом «Противостояние», снятом по роману Юлиана Семёнова на киностудии «Ленфильм» в 1985 году. В Президентской библиотеке сохранился сценарий и режиссёрская разработка фильма Семена Арановича. В читальном зале можно посмотреть и письма «о замечаниях по приемке в Госкино телевизионного фильма „Противостояние“, 1985 г.»
«Фильм нам всем понравился», – пишет заместитель председателя Гостелерадио СССР Владимир Попов директору киностудии «Ленфильм» Виталию Аксёнову. Однако далее добавляет, что картину необходимо освободить «от части неорганичного для неё словесного и изобразительного материала». Сделать это надо, «чтобы не возникало неправильное политико-эстетическое ощущение» и чтобы «верно ориентировать зрителей в важных политических и нравственных проблемах, которые содержатся в фильме». В предложенной редакции «картина не может быть принята», – заключает Попов.
В фонд Президентской библиотеки продолжают поступать цифровые копии интересных и ранее малодоступных читателям материалов по истории нашей страны и неразрывно с ней связанной истории российского кинематографа. На портале библиотеки представлена коллекция «К году российского кино», в которую вошло более 600 единиц хранения: официальные документы, исследования, афиши, плакаты, открытки, отражающие этапы развития отечественного кинематографа с 1914 года по настоящее время.