В одном из живописных мест села Алтайского, на берегу речки Каменки, расположено Краевое государственное общеобразовательное учреждение для детей ограниченными возможностями здоровья “Алтайская общеобразовательная школа- интернат”, образованное 7 сентября 1993 года.
Школа с историей
Место расположения школы является исторически значимым, так как именно здесь находился Алтайский детский дом “Муравейник”, который в начале XX века основал Василий Степанович Ершов.
В честь столетнего юбилея этого события на здании школы в 2010 году была торжественно установлена мемориальная доска. На празднование юбилейной даты со всех уголков страны собрались бывшие воспитанники детского дома “”Муравейник”, получившие здесь путевку в жизнь.
За последние тридцать лет в школе-интернате многое изменилось, но неизменным остаётся преемственность поколений, сохранение традиций, заложенных ещё сто лет назад Василием Степановичем Ершовым, главными из которых являются любовь, доброта, желание помочь маленькому человечку адаптироваться в обществе.
Школе всегда везло на хороших руководителей. С 1991 по 2006 год коллектив возглавлял Филипп Давыдович Данн, прекрасный педагог и умелый организатор, а с 2006 года шкалой управляет Лариса Николаевна Казакова, человек с беспокойной душой, энергичный не требовательный руководитель.
Одними из первых учителей и воспитателей были О. Н. Звягинцева. О.С. Турнкова. Н.М. Новокрещенова. Р.И. Кайль. Р.Н. Лнхоузова. В.И. Карпова. Г.И. Колесникова. Б. А. Котов, отдававшие всю теплоту своей души детям. Много лет работала поваром школьной столовой В.В. Шишлова. Для всех она находила доброе слово, а вкус ее борщей и пирогов помнят многие.
У истоков школы стояли такие педагоги, как П.А. Анкудинов. JI.O. Анкудинова. Л.И. Ерофеева. Т.В. Турик, Н.М. Михайлова. Н.Г. Черепанова. Н.М. Зуева, О.М. Ярушева, Е.А. Суворова. Многие из них и сейчас продолжают работать со всей самоотдачей и любовью к детям.
Весомый вклад в развитие и укрепление материально-технической базы школы внес А.В. Казаков. Продолжил дело отца его сын – РА. Казаков. Несмотря на молодой возраст, он обеспечивает круглосуточное функционирование школы-интерната.
За каждой судьбой – труд педагога
Современный вид школа приобрела благодаря слаженному труду всего коллектива сотрудников.
Педагоги шкалы главной своей задачей считают социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через производственно-трудовое обучение и творческую деятельность для последующей успешной социализации выпускников в обществе.
В школе 9 классов, в них обучаются дети в возрасте от 7 до 17 лет из сел Алтайского и близлежащих районов. За 30 лет образовательное учреждение окончили более 300 выпускников. Большинство из них получили начальное профессиональное образование и сейчас осуществляют трудовую деятельность, внося свой вклад в развитие экономики региона.
В шкале-интернате созданы все условия для развития ребёнка: светлые просторные классы и спальни, прекрасно оборудованные столярная, гончарная, швейная мастерские, кабинет социально-бытовой ориентировки, сенсорная комната, кабинет информатики, дефектолога, логопеда, современная столовая, кухня, спортивный зал, мнни-стаднон, спортплощадка, пришкольный участок, сад и цветники. Для развития творческих способностей и интересов обучающихся работают школьные клубы, кружки, спортивные секции.
Практическая работа на пришкольном участке дает обучающимся устойчивые профессиональные навыки сельскохозяйственного труда, возможность видеть результаты своей работы, а урожай овощей и фруктов, выращиваемый детьми под руководством опытных педагогов О.М. Ярушевой и Т.В. Ивановой, идет на удешевление детского питания в школьной столовой.
Занимаясь на уроках швейного дела у педагога И. В. Шадриной, дети учатся кройке, шитью, вышиванию, вязанию, – тому, что может пригодиться в самостоятельной жизни. На уроках социально- бытовой ориентировки под руководством учителя И.А. Свиридовой школьники получают умения и практические навыки, которые необходимы в повседневной жизни, такие как правильное ведение домашнего хозяйства, планирование семейного бюджета, умение разговаривать по телефону и остаться друг с другом, готовить деловое письмо.
Большое внимание в школе уделяется физическому воспитанию. формированию у обучающихся здорового образа жизни. Команда спортсменов шкалы-интерната под началом молодого педагога А.Г. Легостаевой принимает участие в спортивных соревнованиях районного и краевого уровней и занимает призовые места.
После окончания школы выпускники продолжают обучение в учреждениях начального профессионального образования Алтайского края, получают рабочие специальности – столяра, каменщика, пчеловода, швеи, повара, пекаря, штукатура.
Каждый ребенок в школе окружен вниманием и заботой таких специалистов как логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, педагог дефектолог. Много лет логопедом в школе проработала JI.O. Анкудинова. Выявляя речевые нарушения с помощью комплексного обследования, она помогала преодолеть дефекты речи детям нашей школы. Учитель-логопед А.Н. Паринова на индивидуальных и групповых занятиях продолжает процесс развития речи детей.
Здоровье детей – главная забота медсестры О.А. Юдиной, которая следит за здоровьем обучающихся, их питанием, санитарным состоянием школьных помещений.
Педагоги В.А. Склемин, В Н. Ерофеева. Т.В. Турик, Л.Г. Махмадова уделяют большое внимание коррекционной направленности уроков, дают базовые знания по образовательным предметам, развивают любознательность и интерес к знаниям в каждом ученике.
Учреждение постоянно пополняется молодыми специалистами. Ю.Н. Шумик, И.А. Черепанова, А.Г. Легостаева не только успешно влились в коллектив, но и внесли свой творческий задор, инициативу энергию.
Воспитатели школы – это преданные своей профессии люди, которые находятся в постоянном творческом поиске. Сколько техник и технологий в развитии творчества детей освоено за эти годы! Удивительные чудеса творят учащиеся на занятиях внеурочной деятельности, которые ведут воспитатели шкалы. Поделки из природного материала, пластилина, аппликации, оригами и многое другое мастерят с детьми Е.А. Суворова. Л.М. Духно, С.А. Иванова, М П. Косых, Ю.В. Медведева. Изготовить поделку из дерева или отремонтировать мебель научит С.А. Печенин. Технологиям торцевания, вязания, изготовлению мягкой игрушки, оберегов, поделок из папье-маше обучают Н И. Аралова, Т.В. Турик, Л.Ю. Тырс. Воспитатель А.Я. Подвысоцкий учит ребят фотографировать, работать на компьютере, заниматься сайтом класса и изобразительным искусством.
Большое внимание в воспитательной работе уделяется спорту Занятия по баскетболу проводят Р.С. Кислов и Ю.Н. Огнев. Воспитатель Л.Ю. Рыбина ведет шахматный кружок “Белая ладья”.
Много лет радуют детей своими выступлениями участники детского объединения “Колобок” под руководством педагога Н.И. Араловой.
Жить весело, активно, интересно стремятся ребята детской организации ” Весёлый улей”, которая объединяет учащихся 1 – 9 классов. В детской организации избрана форма соуправлення, где решения принимаются коллективом детей в тесном сотрудничестве с педагогами. Много лет ру-ководит детской организацией “Весёлый улей” педагог-организатор ТВ. Кайзер.
Духовно-нравственное воспитание начинается с изучения традиций русского народа, приобщения к культурному наследию наших предков. Любить и уважать свой родной край, его народ и традиции, знать свою родословную – это главное в воспитании ребенка, считает воспитатель Л.П. Горынина. которая много лет работает по программе “Верность русским традициям”.
Родители обучающихся школы являются активными участниками образовательного процесса: участвуют в школьных мероприятиях, творческих конкурсах, спортивных состязаниях. Вместе с детьми они идут тропинкой знаний, помогая, поддерживая их и сотрудничая с педагогами.
В рамках реализации проекта “Доброшкола” национального проекта “Образование” в школе – интернате в этом году установлено инновационное оборудование. Преобразились и кабинеты технологии, которые имеют не только новое оборудование, но и современный дизайн. Для психолого- педагогического сопровождения обучающихся и коррекционной работы дооборудованы кабинеты педагога-психолога, учнтеля-логопеда, учнтеля-дефектолога, сенсорная комната. Всё это даёт новые возможности, чтобы сделать процесс обучения более познавательным и увлекательным, а уроки интересными и яркими, а главное – позволяет повысить уровень жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
ПОЗДРАВЛЯЯ коллектив Алтайской школы-интерната с юбилеем, желаем всем в год педагога и наставника успешной реализации всего намеченного, новых педагогических находок и открытий, сохранения и продолжения лучших воспитательных и обучающих традиций нашего общества.
Людмила МАХМАДОВА.
Ольга КАЛАЧИКОВА.
За изобилие. – 2023. – №37. – 15 сент. – С.11