В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель. Все люди во всяком возрасте – ученики и учителя. Хотят они того или нет. В любом возрасте они учатся у окружающих их людей, у самих себя. Но есть особая группа людей, для которых учить – профессия. Это – педагоги. В моей семье слово «педагог» почитаемо. Мои дедушка, бабушка, папа, мама – учителя, которые проработали в школе в общей сложности 173 года. У нас целая династия педагогов. И о ней, о педагогической династии Юдиных – Кульматицких – Ольгезер, я хочу рассказать.
Началась династия с дедушки – Александра Львовича Юдина. Родился он в 1917 году в селе Верх-Ая. Окончил после школы педагогические курсы и по распределению был направлен пионервожатым в село Тоурак. После армии работал в Айской школе военруком и учителем. В 1941 г. Александра Львовича перевели военруком в Алтайскую среднюю школу. В этом же году он женился на Марии Иннокентьевне Васюковой, уроженке села Ая.
В 1943 году ушел на фронт. После войны жил в Белоруссии, где работал директором школы, но потом семья вернулась на Алтай. Александр Львович работал в районо, а в 1948 году его назначили заведующим начальной школой в селе Ая на Хвощевке.
Александр Львович был очень добрым, дети чувствовали это и тянулись к нему. В послевоенное время много детей осталось без отцов. Александр Львович понимал, что им требовались внимание, ласка, бывал у каждого ребенка дома, он стал для них отцом. Все делал, чтобы дети полюбили школу. И сам ее любил, был предан ей. Приходил на работу утром – уходил вечером. В 1955 году закончил педучилище в г. Горно-Алтайске и стал преподавать в Айской школе военное дело и физ¬культуру, затем рисование, труд, черчение.
Дедушка очень любил детей, и они постоянно были около него. Зимой возле школы Александр Львович вместе с детьми лепил снежные фигуры размером с человеческий рост, и такая аллея сказочных героев стояла от школьных ворот до крыльца. Мастер на все руки, он учил рисовать, делать маски, даже вышивать. Уйдя на пенсию, несколько лет вел календарь погоды, занялся разведением пчел.
У дедушки хватало внимания и заботы на всех. Очень любил нас, своих внучат, и всему учил. В то время не было раскрасок – дедушка сам рисовал нам картинки, чтобы мы раскрашивали, учил смешивать краски, получать разные цвета. Он хорошо рисовал портреты, натюрморты, пейзажи, очень любил мастерить из дерева. Соорудил нам беседку под черемухой, песочницу, качели. Ходили с дедушкой на Катунь: весной – за сморчками, летом – купаться, осенью – за груздями. Переплывали через Катунь на лодке на остров. Был таким выдумщиком! Не было тогда жевательной резинки. Я помню, как мы с дедом насобирали тополиного пуха, смешали с воском и сметаной – и готово! У дедушки была мастерская, и мы с сестрой там постоянно крутились.
Сначала мы жили в дедушкином доме. Он построил его сам. Большая светлая горница, как называла бабушка комнату с открытым окном в сад. Дедушка любил цветы – у него был великолепный цветник (приобретал растения, где мог). Эта любовь к цветам передалась и маме, и мне. У нас тоже красивые цветники со множеством цветов.
Дедушка был с добрым сердцем и большой душой. Талантливым. Любил детей. Таким и должен быть настоящий учитель. Искорки своего педагогического мастерства он передал моей маме и мне. И сейчас говорят в селе – “внучка Львовича”, значит, помнят и уважают.
Моя бабушка, Мария Иннокентьевна Юдина (Васюкова), родилась в 1924 году. В Великую Отечественную войну работала секретарем в Айском сельском совете. С 1953 года была библиотекарем сначала в сельской библиотеке, затем до 1970 года – в Айской школе. Мария Иннокентьевна проводила конференции, уроки по внеклассному чтению. Очень много читала, была образованной женщиной. Великолепно играла в постановках пьес Островского. Александр Львович и Мария Иннокентьевна воспитали двух сыновей и дочь.
У дедушки был брат – Яков Львович Юдин, который родился в 1914 году. Воевал в Великую Отечественную, после войны жил в Кургане, работал военруком в школе. Это был очень умный, красивый, интеллигентный человек. Жена его, Надежда Павловна, была учителем начальных классов, в войну работала в Айской школе. Яков Львович и Надежда Павловна воспитали свою дочь и сына погибшего друга.
Продолжила династию и сестра бабушки – Евдокия Иннокентьевна Федорова (Васюкова). Родилась в 1922 году. Закончила рабфак и работала учителем русского языка и литературы. В 1944 году Евдокия Иннокентьевна приехала в село Ая и работала здесь до 1974 года. В 1955 году закончила Горно-Алтайский пединститут.
Евдокия Иннокентьевна была мудрым, требовательным педагогом, очень интересным рассказчиком. Вела драматический кружок, актеры которого ставили спектакли по произведениям Пушкина, Лермонтова. Занималась общественной работой в детской комнате милиции, была народным заседателем в суде. Награждена Почетной грамотой Министерства просвещения.
Будучи на пенсии, любила, когда к ней приходили гости (ребята из нашей школы вели шефскую работу). Всегда внимательно выслушает, расспросит о близких, сама расскажет что-нибудь интересное, обязательно напоит чаем. Очень заботливо относилась к родственникам.
Дочь Александра Львовича Юдина, моя мама, Надежда Александровна Кульматицкая, родилась в 1948 году в селе Ая. Окончила школу с серебряной медалью. Поскольку росла в педагогической семье, то решила продолжить династию. Поступила в Бийский пединститут на физико-математический факультет. После института три года работала учителем в селе Победа Целинного района, затем в селе Ая преподавала физику, рисование, домоводство. Сейчас Надежда Александровна на пенсии, ее педагогический стаж 33 года, она отличник народного образования, награждена Почетной грамотой Министерства просвещения.
Смотрю на маму: даже спустя годы она – учитель. Очень эрудированный человек – много знает из разных областей наук. Мама очень вкусно готовит и все делает своими руками. Ее хобби – вышивка, шитье, вязание. Она вышивала великолепные картины. Для меня и моих детей мама шьет замечательные костюмы, вяжет шапочки, носки, кофточки. И все дела у нее спорятся, все умеет и для каждого находит время и внимание.
Мой отец, Владимир Емельянович Кульматицкий, родился в Иркутской области. Когда был ребенком, семья переехала на Алтай. Поступил в Бийский пединститут на физмат, проучился год и ушел в армию. Вернувшись в институт, попал в группу, где училась Надежда Александровна. В 1969 году они поженились, а после окончания института вместе работали в селе Победа Целинного района. В 1974 году Владимир Емельянович стал директором Айской школы, преподавал физику, астрономию, черчение, вел кружок моделирования.
У Владимира Емельяновича и Надежды Александровны был лучший в районе и известный в крае кабинет физики. Все они оформляли и делали сами. Холл перед кабинетом физики был оформлен как зал космонавтики – завораживающие неземные пейзажи.
Отец – мастер на все руки, нет такого, чего бы он ни сумел сделать и в школе, и дома. В школе сделал двойную доску, оборудовал кабинет, оформил его вместе с мамой. Когда я пришла работать в школу, папа и мне помогал. Дома смастерил красивую беседку, простроил гараж. Все делает сам, своими руками, от полочек до шкафов.
Мои родители грамотные педагоги, специалисты своего дела. Дети их очень любили. С ними было везде интересно: на уроках, на внеклассных мероприятиях и просто в общении. Всегда в поиске чего-то нового, современного, Лучший кабинет, лучшие уроки. И еще – это очень дружная, примерная семья.
Владимир Емельянович награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. С 1996 года он возглавляет Айский сельсовет. Пользуется уважением односельчан, много делает для благоустройства села.
Я родилась в педагогической семье. И сейчас понимаю, как хорошо, когда родители – красивые, умные, обладают чувством юмора, всегда найдут контакт с детьми.
Родители – самые лучшие советники и наставники в моей деятельности. Всегда выслушают, помогут и порадуются за меня. Как хорошо иметь в семье единомышленников! Так что педагогические династии – это профессия учителя, передающаяся по наследству, это образ жизни, мысли, творчества. Это воспитывается с рождения, и это замечательно. А ведь педагогом нужно родиться. Это дар.
С. Ольгезер,
Директор Айской школы.