Что скрывают кредиторы

Банки при оформлении кредитов умалчивают о невыгодных для клиента условиях

Одно из наиболее распространенных нарушений антимонопольного законодательства финансовыми организациями связано с сокрытием банками полной информации об условиях своих услуг. О том, какие еще недобросовестные практики есть на финансовых рынках и какие меры предпринимаются для борьбы с ними, «Российская газета» поговорила с заместителем руководителя ФАС России Андреем Кашеваровым.

– Андрей Борисович, как соблюдаются новые требования к банкам по раскрытию полной стоимости кредита? Поступают ли в ФАС жалобы?

Андрей Кашеваров: Эти изменения внесены в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)», соблюдение контролирует Банк России. В рамках своих полномочий в части антимонопольного законодательства ФАС России может рассматривать действия банков, связанные с неполным раскрытием информации о предоставляемых продуктах и услугах, с точки зрения соблюдения запрета на недобросовестную конкуренцию. Упомянутые изменения в законодательство затрагивают также и Федеральный закон «О рекламе». Так, с 23 октября прошлого года информация о диапазоне значений полной стоимости кредита должна быть указана до упоминания о процентных ставках, а шрифт должен быть не меньше шрифта, которым указана ставка.

В марте ФАС возбудила первое дело за нарушение нового закона в отношении Почта Банка. В его рекламе крупным шрифтом указывалась привлекательная для потребителя информация о процентной ставке по кредиту от 4%. Однако данные о сумме, сроке и других важных условиях размещались в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом.

– Какие в целом недобросовестные практики финансовых организаций сейчас в фокусе внимания?

Андрей Кашеваров: Основная тематика недобросовестных практик финансовых организаций, с которыми сталкивается служба, в последние годы не меняется. Это по-прежнему недобросовестные практики в рамках взаимодействия банков и страховщиков, а также практики, связанные с неполным раскрытием как банками, так и страховщиками информации о предоставляемых продуктах и услугах на официальных сайтах и в мобильных приложениях.

При кредитовании физических лиц недобросовестные действия в основном связаны с навязыванием кредитными организациями заключения договора страхования с конкретным страховщиком и неполным представлением информации об условиях кредитования, в том числе о возможности заключить договор с иной страховой организацией. Также банки затягивают сроки принятия полисов, оформленных гражданами самостоятельно, в том числе при смене страховщика в период действия кредитного договора. Не всегда до заемщиков доводится информации о требованиях банка к условиям страхования, в том числедля получения пониженной процентной ставки по кредиту.

Последние дела касались нако-пительных счетов, банковских карт, кэшбеков. Недобросовестность банков при предоставлении информации о своих продуктах направлена на сокрытие непривлекательных потребительских свойств своих продуктов. Акцент делается только на выгодных для потребителя аспектах.

– В прошлом году вы критиковали рекламу накопительных счетов под высокий процент, сейчас такой рекламы снова много. Видите ли вы в этом проблему?

Андрей Кашеваров: Эта тема из сферы нашего внимания не ушла. Мы смотрим на достоверность и полноту предоставляемой банками информации по вкладам и накопительным счетам. Если какие-то ус-; ловия изложены, они должны выполняться. Также все условия по продукту должны быть видны и доступны без сложного поиска. Например, если вы не увидели какое-то условие, потому что оно «спрятано» в подразделах сайта, мы трактуем это как нарушение антимонопольного законодательства. Также мы просили банки исключить информацию о накопительных счетах из разделов по вкладам на их сайтах. В глазах потребителя эти продукты не должны смешиваться.

Евгения Носкова

Российская газета. – 2024. – 24 апр. – № 91. – С.8

Top