Как отличить по телефону сотрудника банка от мошенника
Осведомленность телефонных мошенников о личных данных клиентов банков привела к тому, что отличить реального сотрудника банка в трубке от злоумышленника становится все сложнее. Хотя если ваши деньги в опасности, позвонить из банка действительно могут. Другой вопрос — как на это реагировать. Самым правильным решением в большинстве случаев будет положить трубку.
Но не в абсолютном большинстве. Реальная жизнь преподносит сюрпризы. В редакцию «Российской газеты» обратились три читателя-пенсионера, которым позвонили, представившись Сбербанком. Двое из них переводили больше 100 тыс. руб. с карты на карту, один—оплачивал счет по QR-коду на 7,2 тыс. руб.
Одному из переводивших более 100 тыс. руб. карту заблокировали сразу. В двух других случаях был заблокирован только платеж, после чего им позвонили операторы из Сбербанка. Операторы задавали много вопросов, начав с вопросов о факте и цели перевода. Кроме того, они задавали вопросы из разряда «мы видим, что по вашей карте в последние дни были граты в продовольственном магазине N, назовите улицу, на которой он находится». На подобные вопросы клиенты отвечать отказались и положили трубку, опасаясь, что им позвонили мошенники. После этого им заблокировали и карты, их пришлось перевыпускать в офисах Сбербанка, где им и подтвердили, что звонили настоящие операторы.
Один из звонивших операторов напрямую сказал, что банк уделяет особое внимание необычным переводам/платежам по картам пенсионеров, и подобное выяснение подробностей как раз и является защитой от мошенников. В самом Сбербанке не смогли ответить на дополнительные вопросы «РГ».
Как понять, что имеешь дело с реальным оператором? Как рассказали в ВТБ, сотрудники могут звонить клиентам только в следующих случаях: напомнить о персональных предложениях по продуктам и услугам или для урегулирования просроченной задолженности. Само оформление банковского продукта проходит только в онлайн-банке или в офисе.
Мошенники всегда давят, требуют что-то сделать срочно и никому не рассказывать о звонке, угрожают проблемами с законом, а также после всех запугиваний обещают спасти деньги.
Сотрудник службы безопасности может позвонить, если есть подозрение на мошенничество, сообщил «РГ» вице-президент, руководитель Центра экосистемной безопасности Тинькофф-банка Алексей Бакланов. «Например, клиент совершает нетипичную для себя операцию: оплачивает товар на незнакомом сайте или снимает большую сумму в банкомате, чего раньше никогда не делал. Другой вариант — система фрод-мониторинга зафиксировала подозрительную активность. Например, клиент переводит деньги на реквизиты, на которые раньше уже поступали жалобы», —отмечает он.
Бакланов подчеркивает, что в таких случаях сотрудник безопасности позвонит по телефону или напишет в мобильное приложение, чтобы разобраться в ситуации. «Для этого он обычно подробнее спрашивает о конкретной операции или действиях клиента. Например, не получал ли клиент странные звонки с неизвестных номеров. Настоящему сотруднику банка не нужны личные данные клиента. Также он не просит что-то сделать со счетом, чтобы подтвердить операцию или отменить ее. При необходимости он сам может остановить перевод, заблокировать карту и доступ в личный кабинет»,—рассказывает Бакланов.
Мошенники же действуют по-другому. Они обязательно попросят что-то сделать: перевести деньги на «защищенный счет», назвать личные данные, код из CMC-сообщения, установить на телефон «специальное приложение». Кроме того, они давят, требуют что-то сделать срочно, никому не рассказывать о звонке, например, близким, угрожают проблемами с законом, а также после всех запугиваний обещают спасти деньги.
Роман Маркелов
Российская газета. – 2024. – 15 мая. – № 104. – С.12