Думается, также не случайно введен образ горной таежницы Алтынчач, в которую по-настоящему влюбился Иван. И, кажется, она ему должна ответить взаимностью. Но, узнав, что Машатин семейный человек, Алтынчач отказывает ему в этом.

Преднамеренно не пересказывая сюжет, замечу, что писатель достигает его остроты за счет показа противоположных мнений: как поступить с одичавшими домашними собаками? Читаешь повесть и думаешь: состоится ли облава сначала вроде бы на волков, а потом, как оказалось на собак, предводителем стаи которых стал Тайгун - лучший и умный пес поселка, жестоко мстящий жителям Счастливихи (так называется селение) за предательство своих братьев меньших. А главный герой повести Иван, как бы в унисон Тайгуну, делает справедливый вывод: «...почему мы считаем, что кроме нас, людей, больше и жить никто не должен?».

Второе произведение из «Избранного» - повесть «Храм спасения» - несколько сложнее по сюжету с традиционным треугольником, обставленном рядом обстоятельств, в которые попал главный герой. В повести сделана попытка решения, казалось бы, ординарного и извечного вопроса: можно ли прожить без любви и где от нее спасение? И еще: можно ли просуществовать человеку с двойной совестью в отношении к обществу и природе? Здесь автор как бы расширяет рамки вопроса в сравнении с «Облавой». И, наконец, возникает очень важная при этом проблема - проблема одиночества, где от него спасение человеку? Название повести, как и многие другие произведения Гущина, тоже не случайное. Герой повести Светозар пытается обрести спокойствие через одиночество на ниве природы - в данном случае тайги. В этом, казалось бы, его храм спасения от якобы неразрешимых обстоятельств, в которые он попал. Но убежище это хрупкое: на поверку оказалось (особенно при прочтении третьей повести сборника), что совесть человека - есть природное чувство, нарушивший его может жестоко поплатиться. Так и случилось со Светозаром: сделав уступку браконьерству, при этом, поступившись лишь частицей совести, он попал в круг людей с двойной совестью - и драматические события не заставили себя ждать. Сюжет повести круто замешан на семейных отношениях Светозара Асабина к своим двум дочерям и его взаимной любви к бывшей ученице Валентине. Но их роман длится недолго. Пройдя через множество событий и эпизодов, Светозар попадает в зависимость от браконьеров (он работал обходчиком в заповеднике), но все-таки находит в себе силы, чтобы выйти «из игры чистым». Браконьеры получают по заслугам, но и Асабин тоже наказан.

На этом можно бы поставить точку. Однако автор считает, что образ Светозара был бы не полным, если умолчать об одном обстоятельстве. Живя в горной тайге, Светозар убедился, что природе наносят большой ущерб сбрасываемые отходы от запускаемых в космос ракет. Писатель посвящает этому несколько страниц. Асабин пишет письмо в центр, в котором обстоятельно доказывает вредоносность отходов при запуске и полете ракет. Ответ он, конечно, получает, но невразумительный и общего характера: вопрос-де изучается. Как видим, проблема остается нерешенной.

Но вернемся к стержню повести - совести человека. Как доказано на примере Асабина, она не терпит двойственности. Не случайно, директор школы, провожая Светозара в горы, ссылаясь на К. Маркса, советовал: самое высшее из всех наслаждений - это наслаждение чистой совестью. Она есть единственная ценность. Поэтому превыше всего борьба души за ее высокую честь. И все положительные герои повести наделены автором именно этим благородным свойством, высоким чувством человечности.

Думается, что Гущин, как автор, далеко смотрел, озаглавив повесть по аналогии с Храмом Христа-Спасителя, название которого возникло еще в древние времена. Может это так, а может и нет. Однако известно, что спасение человека в его совести, в вере в добро и справедливость. Придет время, когда зло будет побеждено.

Основу повести «Пришедшая из тьмы» составляет дневник Светозара Асабина, который после отбытия срока наказания возвращается к прежней работе в заповеднике. Повесть, хотя и носит самостоятельный характер и исполнена несколько в ином жанре, на деле является продолжением (и окончанием!) «Храма спасения». Те же таежные места, тот же главный герой. Чтобы как-то разбить скуку - Светозар ведет дневниковые записи.


Далее...