Своим мятежным нравом писатель наделил многих героев. Светозар Асабин, Шура, героиня рассказа “Трамвайщица”, убежавшая от родного деревенского дома в город, столяр Василий Атясов из рассказа ‘Тень стрекозы”, решивший вдруг построить вертолет… Кстати, этот рассказ и сейчас в программе высшей литературной школы, в частности, мастера на курсах Литературного института имени Горького в Москве приводят его, как пример короткого жанра современной прозы. Привычный к окружающему его миру, столярке, “левому” заработку Василий пытается объяснить жене причину своего неожиданного желания: “Не мешай мне сделать то, что хочу. Дай ты мне душу отвести. Иначе я не человеком буду”.
Последняя повесть Евгения Гущина “Небесное созданье” вышла в книге уже после его кончины. Здесь автор успел отобразить приметы нового времени – организованная преступность, воры-руководители, похищенное с прииска золото, “братки” на крутых внедорожниках. И рядом со всем этим – охотник-промысловик, человек, для которого в его ремесле и во всей жизни ничего не поменялось со времен отцов и дедов. Но и он пытается изменить свой мир, только причина для этого желания у него особенная – любовь. Героя, его любовь подвергают, пожалуй, самому страшному испытанию – достатком, даже богатством. Но что такое деньги, золото, если он готов за любимую жизнь отдать. Сила его чувства зажигает ту, кто никоим образом не должна была вспыхнуть ответным огнем… И он в действительности отдает жизнь за любовь.
Вот мы и пришли к началу, к разговору о современности и отринутых ею высоких чувствах и помыслах. Друг писателя, литературный критик, ученый филолог Виктор Горн писал о творчестве Евгения Гущина 20 лет назад: “Нет, не простые вопросы поставил перед нами Евгений Гущин, а затронул ряд вечно современных проблем и сумел вновь растревожить наши чувство и мысль…”
С тем и напомним себе еще раз о нашем талантливом земляке, о вечно современных его книгах.
/А. Кирилин/