Тавдинские пещеры находятся на левом берегу Катуни в 10-15 км выше впадения ее левого притока р. Устюбы. почти напротив стоящего на Чуйском тракте пос. Известковый, в Тавдинском карстовом массиве, состоящем из двух известняковых утесов. Протяженность скал с пещерами вдоль берега составляет около 5 км. Южный утес (г. Мохнатуха, 863,1 м) монолитен, северный же разбит логами и каньонами на отдельные группы скал. В нескольких пещерах исследователями наблюдались следы недавнего обитания в них людей. Либо в пещерах кто-то укрывался во время гражданской войны, либо там ранее скрывались пустынники-старообрядцы. С 1960-х годов пещеры привлекают внимание спелеологов и карстоведов Горно-Алтайска, Новосибирска, Томска, Новокузнецка, Барнаула. В 1968 году пещеры исследовались объединенной группой Карстового отряда ЗСГУ по руководством Г.П. Шарихиной и третьей Алтайской экспедицией спелеологической секции ТГУ под руководством В. Чукова. Археологические исследования в Тавдинских пещерах после 1920 года не проводились, если не считать поисков писаниц на Тавдинских скалах. Информацию, что в Тавдинских пещерах (или на скалах рядом с пещерами) имеются выполненные охрой наскальные рисунки древнего человека, в разные годы получали археологи А. П. Окладников, В. Д. Кубарев, музейные работники Б. X. Кадиков и С. С. Зяблицкий. В 1968 году эти рисунки безуспешно искали участники спелеологической экспедиции ТГУ, в 1970-х годах академик А. П. Окладников, в 1981 году В.К. Вистингаузен.
В пещере, известной под названием Большая Тавдинская, сделаны археологические находки. Другое название этой пещеры, бытующее у туристов — «Девичьи слезы». Это наиболее посещаемая туристами пещера в Тавдинском массиве. Нижние входы в нее находятся в 70-80 м от дороги и видны в просветы между деревьями, в 3 км от пещеры вниз по Катуни на месте бывшего села Тавда на берегу реки стоит домик летней стоянки пастухов. Пещера находится в 435 м по азимуту 257 от пещеры Грот Ихтиандра. Превышение входа над Катунью составляет около 40 м. В спелеологических источниках указываются различные размеры пещеры (от 140 до 250 м) и разное количество ее входов (от 2 до 6). Формально входов еще больше (по подсчетам В.К. Вистингаузена — 9).
Длина всех ходов пещеры 270 м, в том числе основной (магистральной) галереи — 140 м. Главная галерея довольно просторна, в плане коленчатого строения, в сечении представляет собой сводовую, реже стрельчатую арку. Галерея постепенно подымается, перепад от самого нижнего входа к высшему составляет 23 м. На последнем 40-метровом участке перед самым высшим входом галерея, возвышаясь, закручивается спиралью, перекрывая свою нижнюю часть и образуя уступ. Стены и потолок пещеры преимущественно ровные, без выступов и ниш, нижний участок главной галереи полностью освещен, пол его покрыт серым пылеватым грунтом со щебнем и большим количеством растительного мусора. М. И. Крот именовал эту часть пещеры «Нижней галереей».
М. И. Крот нашел 2 глиняных черепка без орнамента и грузило из гальки на поверхности пола «Нижней галереи». Во внутренних частях пещеры он произвел пробные раскопки, которые не дали никаких результатов. Керамику М. И. Крот счел неолитической. В августе 1981 года, при посещении пещеры В.К. Вистингаузен нашел на полу «Нижней галереи» 3 фрагмента лепной толстостенной керамики, датируемых ранним железным веком, и 1 фрагмент, датируемый эпохой бронзы. На этом фрагменте, представляющем собой венчик от сосуда, заметен орнамент, состоящий из ряда неглубоких овальных вдавлений, расположенных наклонно, под углом друг к другу (сохранилось два вдавления). Материал, из которого был изготовлен сосуд — тесто с примесью дресвы, обжиг среднего качества, цвет — серовато-коричневый. Характер использования пещеры в древности до конца не выяснен, но, скорее всего, пещера являлась святилищем. В настоящее время пещере нанесен заметный ущерб в результате посещения ее многочисленными туристами. Археологические находки возможны и в других пещерах Тавдинского массива, в частности, в пещерах Широкие Ворота и Голубиной. Некоторые другие пещеры, возможно, являются историческими памятниками современной эпохи.