Свою миссию сотрудники МБУК «Алтайская межпоселенческая районная библиотека» видят в развитии деятельности библиотеки в качестве общедоступного центра информации и культуры, в том, чтобы способствовать возрождению лучших традиций просвещения, самообразования населения, в изучении и продвижении уникальных особенностей краеведения.
В течение года библиотека осуществляла следующие задачи:
- Создание комфортной библиотечной среды для формирования культуры чтения и информационной грамотности населения.
- Организация высокопрофессионального информационного обслуживания пользователей библиотеки.
- Повышение профессионального уровня сотрудников в соответствии с современными требованиями.
Основные направления деятельности МБУК «Алтайская межпоселенческая районная библиотека» в 2013 году:
- Духовно нравственное и интеллектуально-творческое развитие молодежи.
- Содействие социально – культурной реабилитации инвалидов и пожилых людей «Третий возраст: равные права – равные возможности».
Контрольные показатели
Показатели | План отчетного 2013 года | Выполнение плана в отчетном году | План 2013 года |
---|---|---|---|
Число читателей всего | 2600 | 2742 | 2600 |
в т. ч. взрослых | 1400 | 1624 | 1400 |
читателей юношеского возраста (от 15 до 24 лет) | 1200 | 1118 | 1200 |
Книговыдача всего | 60200 | 61868 | 60200 |
в т. ч. взрослых | 34000 | 44011 | 34000 |
читателям юношеского возраста (от 15 до 24 лет) | 26200 | 17857 | 26200 |
Библиотечный фонд: всего состоит поступление выбытие |
34957
|
34957 2298 2694 |
|
Средняя посещаемость: | 7,05 | ||
Процент охвата населения библиотечным обслуживанием с. Алтайское | 19,5% |
Дни инфор -мации |
Массовые меро -приятия |
Мероп- риятия малых форм |
Библи -отечные уроки |
Книжные выставки | Тем. подборки | Объеди- нения |
Заметки в СМИ | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | 5 | 56 | 31 | 1 | 40 | 67 | 3 | 12 |
Взрослые | 5 | 16 | 26 | 16 | 44 | 2 | ||
Юношество | 40 | 5 | 1 | 24 | 23 | 1 |
Организация библиотечного обслуживания
МБУК «Алтайская межпоселенческая районная библиотека» предоставляла библиотечные услуги населению Алтайского района в соответствии с муниципальным заданием и Стандартом качества библиотечных услуг. Муниципальные услуги предоставлялись пользователям в соответствии с утвержденным административным регламентом.
Библиотека создаёт необходимые условия для полного и оперативного предоставления пользователям информации на традиционных и электронных носителях. Предоставляет документы из единого фонда МБУК АМРБ, АКСБ, АКУНБ им. В.Я. Шишкова, с использованием услуг отдела МБА.
Библиотечное обслуживание было организовано посредством:
- стационарного обслуживания в функциональных отделах библиотеки; внестационарного обслуживания – в пункте выдачи на базе Алтайского дома – интерната для престарелых и инвалидов;
- доступа к внешним информационным услугам;
- были предоставлены документы из единого фонда МБУК АМРБ, АКСБ, АКУНБ им. В. Я. Шишкова посредством услуг отдела МБА.
На базе библиотеки продолжают функционировать:
- Информационно-правовой центр;
- Информационно-консультационный пункт УПРФ по Алтайскому району;
- Объединения «Надежда», «Гардения», «Воскресный Прайм-Тайм»;
- Школа молодого лидера «Позиция».
Информационные технологии позволяют значительно расширить возможности библиотечно-информационного обслуживания, предоставляют пользователям доступ к локальным (корпоративным) и глобальным информационным сетям, повышают уровень библиотечного сервиса и качество обслуживания. Вся информация доводится до читателей в индивидуальных беседах, через информационные листки, информационные стенды: Информация, Молодежный перекресток, Информационно-правовой центр МБУК АМРБ, Уголок читателя.
Полная информация о деятельности размещается на Web-сайте библиотеки https://altailib.ru/,
С каждым годом совершенствуются навыки издательской деятельности. Наличие современного оборудования позволяет выпускать собственную печатную продукцию высокого качества: брошюры, буклеты, закладки, листы – флаеры, информационные листы и др. Так в 2013 году были выпущены: «Права потребителя» – серия закладок, «Последствия употребления наркотиков» – флаер, «Насилие в семье. Что делать?» – информационный буклет, «Право на дороге: ответственность за совершение в области дорожного движения» – информ-дайджест, «Уникальный мир. Рекорды Алтая» – информационный буклет и др.
С целью привлечения новых читателей, раскрытия информационного пространства в библиотеках проходят экскурсии, беседы – приглашения «Посети библиотеку – познай мир», «Будем знакомы».
Активно используются библиотекарями возможности компьютерных технологий для создания тематических электронных презентаций с использованием звуковых и видеофайлов.
В 2013 году директору Алтайской межпоселенческой районной библиотеки Н. А. Мацневой присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», также она стала победителем конкурса «на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры и их работниками».
В профессиональном конкурсе «Лучший работник культуры года», в номинации «Лучший библиотечный работник» победителем стала главный библиотекарь Е. Н. Мотылина.
Работа с целевыми группами читателей
Обладая достаточно серьезными информационными ресурсами, библиотека оказывает информационную поддержку отдельным группам пользователей. Для более качественного обслуживания было выделено четыре группы:
- Пенсионеры;
- Инвалиды, ветераны войны и труда;
- Педагоги;
- Молодёжь.
1. Работа с социально незащищенными группами пользователей в библиотеке за последние годы стала более активной, целенаправленной, конкретной. Информационная, правовая, досуговая поддержка этой категории пользователей неизменно востребована.
Одна из форм работы с социально незащищенными группами людей – это объединения.
Библиотека не первый год тесно сотрудничает с Алтайским территориальным домом-интернатом малой вместимости для престарелых и инвалидов. Не стал исключением и текущий год. На его базе продолжает действовать объединение «Надежда», где проводятся мероприятия по разным темам. Для более полного и наглядного раскрытия темы каждое мероприятие, будь то литературные вечера, часы интересных встреч, виртуальные путешествия, обязательно сопровождается электронными презентациями, музыкой, а также просмотром фильмов или фрагментов из них. В 2013 году для этой аудитории были проведены следующие мероприятия:
- Рандеву с книгой «Чудеса света»(Петрова Н. Н. Чудеса света: Полная энциклопедия / Н.Н. Петрова. – М.: Эксмо, 2011. – 256 с.: ил.);
- «Великие женщины XX века» – путешествие в прошлое;
- «Дому Романовых – 400 лет» – исторический час;
- «Великие сокровища и реликвии» – виртуальный круиз;
- «По страницам любимых журналов» – обзор;
- «По улицам длиною в жизнь» – историко-краеведческий круиз по улицам села Алтайское;
- «Вячеслав Шишков: жизнь замечательных людей» – вечер – портрет;
- «Смотри на меня как на равного» – устный журнал к Дню инвалидов;
- «Признание. Забвение. Судьба» – литературный вечер, посвященный 95-летию А. И. Солженицына.
Библиотека также продолжает тесное сотрудничество с Союзом пенсионеров села Алтайское. С этой категорией, с 2010 года было организовано объединение «Гардения». При планировании, библиотечные работники учитывают их потребности и интересы, приглашают пенсионеров на разнообразные мероприятия, встречи. В этом году было проведено 9 мероприятий:
- «Алтай знакомый и неизвестный» – мультимедийное путешествие;
- «Я спрятал свою истину за семью печатями» – литературный вечер, посвященный Омару Хайяму;
- «Садовод – садоводу» – практикум;
- «Удивительное рядом» – час открытий;
- «Потребитель, знай свои права!» – правовой гид;
- «Петр и Февронья. История любви» – литературно – историческая экспозиция;
- «Легенды и были Угрюм – реки» – литературное расследование с В.Я. Шишковым, посвященное 140-летию писателя;
- «Голубая дама» – вечер одной повести, посвященный 95-летию М. Юдалевича;
- «Памятники литературным героям» – литературно – географические миниатюры.
Обслуживание этой немалой категории читателей направлено на сохранение активности пожилых людей и инвалидов создание для них благоприятного психологического микроклимата.
Неотъемлемой частью работы с данной категорией пользователей также является каждодневное обслуживание: выдача книг, периодических изданий, индивидуальные беседы, помощь в поиске информации посредством Интернета, Справочно-поисковых системах «Консультант+» и «Законодательство России», в заполнении документов (заявлений и др.). Выполняются запросы пользователей: о коммунальных платежах, льготах, о лекарственном обеспечении, льготах ветеранам войны и инвалидам. Собирается материал по изменениям в пенсионном законодательстве. Формируются папки – досье и тематические картотеки по актуальным темам: «Социальная защита населения. Инвалиды», «Социальный отдел: пенсии, пособия, льготы», «Права человека».
В этом году были продолжены учебные консультации «Основы компьютерной грамотности», где обучились 20 человек.
2. Следующая группа – молодежь.
Молодежь – наиболее мобильная, инициативная, активная и креативная часть общества, быстро воспринимающая все новое, как хорошее, так и плохое. И чтобы молодому поколению было в библиотеке интересно, необходимо учитывать все вышеперечисленные характеристики. Поэтому строя свою работу с этой группой мы отдаем предпочтение интерактивным, дискуссионным, игровым и творческим формам.
Помимо комплекса познавательных и досуговых мероприятий в библиотеке проводится много мероприятий, направленных в поддержку чтения: акции «Летнее чтение – 2013», «Читай книги со стикером!», Неделя юношеской книги «КЛИЧ» – к лучшему интересному чтению!», участие в VII Гущинских чтениях, посещение литературно-музыкальной гостиной, мобильные Дни информации.
Продолжает свою работу школа молодого лидера «Позиция», где организуются и проводятся встречи с сотрудниками полиции и прокуратуры Алтайского района.
Уже второй год библиотека осуществляет проект «Воскресный Прайм-Тайм». Его цель – адаптация подростков с ограничениями в жизнедеятельности в обществе через создание интеллектуально – творческой среды.
Проводятся Дни информации, консультации, обзоры новых поступлений, библиорейды«Вkontakte с молодежью» по учебным заведениям села.
3. Педагоги.Главной целью библиотеки, обслуживающей педагогов является информационное обслуживание.
Информационные потребности учителей связаны с необходимостью совершенствовать свою теоретическую и профессио¬нальную подготовку, повышать общую культуру, расширять кругозор.
В помощь педагогам, в рамках учебно-образовательного курса «Мировая художественная культура» был организован эстетический мультимедиалекторий, в котором прошли занятия:
- «Прогулки по Эрмитажу»;
- «Путешествие во времени. Московское барокко»;
- «Дворцы Петербурга».
В течение года происходило коллективное информирование педагогических коллективов МБОУ АСОШ № 2, 5. По темам «Модернизация образования. Век XXI», «Мастерство учителя».
Для работников дошкольных учреждений прошел День специалиста «Детский сад от «А» до «Я».
Уделяется внимание и индивидуальной работе – на индивидуальном информировании 4 педагога – предметника.
Организация работы с читателями
Для более полного раскрытия фонда и приближения его к читателю, для привлечения читателей к книге, чтению выделялись тематические зоны, проводились мобильные Дни информации:
- «Чтение с полным погружением»;
- «Славянский мир: язык, история, культура» (к Дню славянской письменности и культуры);
- «Мир вокруг нас» (в рамках Года охраны окружающей среды);
- «Мы «ЗА» здоровый образ жизни.
При поступлении новых документов была организована реклама новых книг:
- «Анонс книжных новинок – 2013»;
- «Пища для ума: вкусная и полезная» – выставка-дегустация;
- «Женская проза в XXI веке» – экспресс – информация.
Оформлялись циклы экспресс – просмотров, выставок – обзоров, выставок одной книги:
- «Книги – юбиляры – 2013» – выставка – прием;
- «Современная мужская проза»;
- «Средневековые тайны в детективных романах»;
- «Нон-фикшн: 10 самых читаемых книг года».
Проводились циклы информационно – рекламных мероприятий (беседы, час книги, экспресс – информация):
- «Десять книг, которые потрясли Вас»;
- «Открой свою книгу»;
- «Актуально. Полезно. Интересно» и др.
Библиотека постоянно находится в поиске новых, нестандартных форм работы, разрабатываются интересные программы мероприятий, направленные на продвижение книги, привлечение читателей и создание позитивного образа библиотеки. Библиотека становится центром досуга и неформального общения.
Ведущие направления работы с читателями