ИСТОКИ НРАВСТВЕННОСТИ

Первые пробы Е. Гущина — скорее своеобразные «зарисовки с натуры», «эпизоды», «сценки», за которыми лишь можно угадывать будущие идеи и темы, характеры и конфликты.

Как отмечали рецензенты, в центре внимания многих произведений Е. Гущина была проблема — человек и природа. Все так. Но мне бы сразу хотелось уточнить. В рассказах писателя запечатлено органическое (хотя в то же время и противоречивое) единство человека и природы. В этом смысле автора привлекает в человеке его близость к природе, способность чувствовать ее и понимать.

Таков, например, лесник Николай Краев, герой рассказа «Глухариная ночь». У него «радости и печали — все лесом предопределяется».

Это характерно для многих героев Е. Гущина, которые накрепко связаны с природой, осознают самих себя как ее часть. Уже в рассказе «Глухариная ночь» вызревает важная идея прозы Е. Гущина. Вглядываясь в незатейливый мир, кажется, начинаешь понимать, с чего он начинается, на чем держится.

Отправляясь вместе с Н. Краевым на глухариный ток (сфотографировать глухарей) все спутники обеспокоены тем, что глухари могут найти другое место для тока. Лес-то большой.

«Лес-то, верно, большой, — сказал со значением Николай, — и полян хватает, — продолжал почти сердито, — да только у каждой птицы, зверя свое любимое место. Красивше есть, а роднее — нету. Где первое гнездо или нора — там и дом… Да что птица… Возьми человека…»

Если «взять» героев писателя, то нетрудно заметить, как много у них связано с родными местами, с родным домом, с памятью, с тем, что «сызмальства привычное, знакомое».

«Раньше-то люди к дому крепко прирастали», — говорит старик из рассказа «Ночью, в ожидании парома», И вот писатель посвящает этой теме рассказ «Старый дом». Старика Гаврилыча, которому в старом доме «каждая плаха родная», хотят переселить в однокомнатную квартиру городского типа. Писатель точно передает внутреннее состояние своего героя, у которого и оставалось только прошлое, предваряя повествование развернутой метафорой с шубой. Сколько раз хотел Гаврилыч бросить ее к порогу. Да жаль было. «Шуба многие годы охраняла Гаврилыча от ветра и снега, от морозов, и вдруг под ноги — грязные сапоги обшаркивать. Не по справедливости. В стужу она, ясное дело, уже плохой помощник, а в избе — иной раз накинуть на плечи — ничего, пригреет. И вообще новую еще обнашивать надо, да привыкать к ней. Повесил как-то старую на гвоздь — похожа на хозяина: выгнула спину сутуло, и рукава вперед тянутся, гнутые в локтях. Того и гляди, со­скочит с гвоздя и заковыляет по улице. А кто из соседей глянет и подумает: «Гаврилыч куда-то подался».

Рушат старый дом Гаврилыча и вместе с ним чуть не обрывают жизнь старика.

«Гаврилыч лежал в пыльной траве. Лежал на боку, неловко повернув руку. Из маленького кулака торчал поблескивающий ключ».

По какой-то невольной ассоциации возникает в памяти картина из повести В. Распутина «Последний срок»: «Не верилось, что изба может пережить старуху и остаться на своем месте после нее — похоже, они постарели до одинаково дальней, последней черты и держатся только благодаря друг друга».

Образ дома так или иначе проходит через многие произведения Е. Гущина. И чем больше вглядываешься в художественный мир, созданный писателем, тем отчетливее понимаешь, что в контексте творчества Е. Гущина ДОМ — не только стены и крыша над головой, а то, с чем связана жизнь человека, корни его, то единственное место, которого роднее нету, без которого трудно ему, нет крепи в душе. Это и земля, и родина, и память, и те нравственные принципы, которые отличают человека.

У Ф. Абрамова в романе «Дом» звучит такая мысль: «Главный-то дом человек в душе своей строит. И тот ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Крепче всех кирпичей и алмазов…»

Я не хочу сказать, что Е. Гущин ставит этот вопрос так же широко и остро, как Ф. Абрамов или В. Распутин, но то, что образ дома проходит через все его произведения, что волнует и постоянно тревожит писателя, несомненно.

Top